• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Количественные и качественные методы исследования в образовании"

Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для студентов магистратуры и направлен на формирование базовых исследовательских навыков. По результатам изучения дисциплины студенты научатся планировать собственное научное исследование: разрабатывать дизайн исследования, подбирать соответствующую методологию, проводить сбор и первичную обработку данных, интерпретировать полученные результаты. В рамках работы по курсу слушатели познакомятся с разными типами исследовательских дизайнов и методов. Помимо навыков проведения исследований студенты также научатся критически относиться к работам других авторов в сфере образования и социальных наук.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины заключается в знакомстве студентов с основными принципами разработки дизайна и проведения научных исследований, набором существующих методов, а также в формировании способности критически оценивать другие исследовательские работы с точки зрения методологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. различает основные типы исследовательских дизайнов
  • 2. воспроизводит структуру и элементы программы исследования
  • 3. разрабатывает программу исследования
  • 4. описывает выборку исследования
  • 5. применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных
  • 6. проводит базовый описательный анализ данных
  • 7. интерпретирует результаты анализа данных и представляет выводы исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как спланировать научное исследование?
  • Как отбираются респонденты для научного исследования?
  • Как собрать эмпирические данные для исследования?
  • Как провести анализ эмпирических данных?
  • Как представить результаты научного исследования?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий анализ статьи
    Для подготовки домашнего задания нужно сделать следующее: 1. Найти статью по теме вашей ВКР или исследовательского проекта в журнале Q1-Q2 (в статье должно быть эмпирическое исследование). Посмотреть квартиль журнала можно в базе Scopus, Web of Science или на сайте https://www.scimagojr.com. 2. В текстовом файле восстановить программу исследования, на основе которой написана статья и проведено эмпирическое исследование. Программа должна включать в себя: проблемную ситуацию и проблему, цель или исследовательский вопрос, гипотезу, описание выборки исследования, метод сбора данных. Если вы считаете, что авторы некорректно сформулировали какие-то элементы программы (например, исследовательский вопрос), предложите возможные улучшения. Общий объем работы – не более 1 страницы.
  • неблокирующий Создание программы эмпирического исследования
    В рамках задания вам нужно подготовить программу эмпирического исследования, включающую в себя: • Описание проблемной ситуации и проблемы исследования • Цель или исследовательский вопрос проекта • Основная гипотеза • Описание выборки • Метод сбора эмпирических данных
  • неблокирующий составление инструмента для сбора данных
    Для подготовки домашнего задания нужно сделать следующее: 1. Указать тему, цель или вопрос исследовательского проекта, над которым вы работаете в рамках курса. В соответствии с разработанной исследовательской программой выбрать один из инструментов сбора данных: интервью или анкетирование. Обратите внимание, что выбранный метод и тип данных, которые вы получите, должны соответствовать поставленному исследовательскому вопросу. Если ни один из этих методов вам не подходит, напишите об этом мне. 2. Привести операциональные определения (операнты или индикаторы) для исследуемых явлений (концептов). Вот здесь есть неплохой гайд (за исключением обозначения использования операционализации только в количественных исследованиях) с примерами о том, как это делается (https://www.scribbr.com/methodology/operationalization/). Оформите операциональные определения в виде таблицы, как это сделано в примере на сайте: концепт; переменная; измеряемый индикатор. 3. Подготовить мини-версию инструмента, который вы могли бы использовать для сбора данных по исследовательскому проекту. Это может быть, соответственно гайд интервью или анкета. Он не должен быть полным и может охватывать хотя бы часть исследовательского вопроса. Вы не разрабатываете финальный инструмент, а тренируетесь. Не забудьте, что инструмент должен содержать: • вступление и инструкцию (кратко расскажите респонденту, зачем он вам нужен) • блоки вопросов (требуемый минимум – 4 вопроса в соответствии с выбранными концептами + дополнительно могут идти вопросы о социально-демографических характеристиках и т.д.) • заключение (благодарность и контактные данные)
  • неблокирующий контент-анализ или анализ интервью
    В этом задании вам нужно будет поработать с методикой контент-анализа или анализа интервью (на выбор). Если у вас есть уже собранные качественные данные в рамках ВКР, то вы можете использовать их. Если нет, вы можете поставить себе задачу как близкую к теме ВКР, так и из сферы каких-то ваших других интересов. В случае отсутствия каких-либо текстовых данных по вашей теме и идей их сбора, предлагаю вам попробовать собрать небольшую текстовую базу постов или новостей в СМИ по интересующей вас теме (4-5 публикаций) и попробовать поработать с ней как с исходным текстовым массивом.
  • неблокирующий Анализ и интерпретация количественных эмпирических данных
    На основе гипотетического исследования необходимо проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты. 1. Рассчитайте описательную статистику и подробно проинтерпретируйте полученные результаты по переменным "уровень стресса" и "ЧСС" для выборки в целом. Какие содержательные выводы можно сделать на основе полученных данных? 2. Рассчитайте корреляцию между двумя этими переменными. Проинтерпретируйте направление и силу взаимосвязи. О чем говорят полученные расчеты? 3. Сравните между собой все группы респондентов по уровню образования на основе ОДНОГО из показателей уровня стресса. Проинтерпретируйте результаты. Что можно сказать по поводу ответа на главный вопрос, поставленный в нашем потенциальном мини-исследовании? В качестве результатов работы прикрепите файл эксель с вашими расчетами и отдельно текстовый файл с интерпретацией результатов. Полученные таблицы результатов расчетов вы можете перенести в текстовый файл.
  • неблокирующий Защита собственного исследовательского проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * составление инструмента для сбора данных + 0.1 * Анализ и интерпретация количественных эмпирических данных + 0.1 * контент-анализ или анализ интервью + 0.4 * Защита собственного исследовательского проекта + 0.1 * анализ статьи + 0.2 * Создание программы эмпирического исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 1995
  • Handbook of survey methodology for the social sciences, , 2012
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2

Авторы

  • Керша Юлия Дмитриевна
  • Горбунова Елена Васильевна