• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Социология медиа

Статус: Курс по выбору (Менеджмент в СМИ)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Менеджмент в СМИ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Онлайн-курс "Социология медиа" дает возможность рассмотреть медиа как социальный институт, как сферу профессиональной деятельности. Вы узнаете, как проводят социологические исследования медиарынков, аудиторий и медиатекстов, какие качественные и количественные методы необходимо использовать для такого рода исследований. Вы познакомитесь с основными концепциями социологии медиа и подходами, применяемыми в этом научном поле, именами ключевых российских и зарубежных исследователей, внесших вклад в социологию медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с основными концепциями социологии медиа и подходами, применяемыми в этом научном поле, именами ключевых российских и зарубежных исследователей, внесших вклад в это научное поле.
  • Ознакомить студентов с основными методами количественных и качественных исследований аудиторий, общественного мнения и медиаконтента как такового.
  • Ввести студентов в контекст состояния современной медиа среды (пресса, радио, телевидение, интернет), дать исторические справки о развитии медиасферы для дальнейшего осмысления и анализа.
  • Дать обзор и представление о современном состоянии социологии медиа, ее тенденциях и векторах исследований.
  • Вписать теоретическую базу социологии медиа в общий контекст социальных наук и их основных теорий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает, что такое медиа, средства массовой коммуникации и средства массовой информации, в чем сходство и различие этих понятий.
  • Называет предмет социологии медиа и объясняет, что такое социальная информация в контексте общенаучных представлений об информации.
  • Объясняет, что такое социальная коммуникация и какие существуют виды социальной коммуникации.
  • Показывает, как формировались и развивались средства коммуникации в истории человечества и какой вклад в развитие медиа внесли отечественные ученые и инженеры.
  • Называет, что такое система и в чем состоит системный подход, что такое социальная структура, из каких структурных компонент в общем случае состоит медиасфера, что такое социальная динамика и в каких категориях описывается данное понятие, какие основные теории и концепции социальной динамики существуют в общей социологии и социологии медиа.
  • Формулирует понятие социальной функции в контексте системного подхода.
  • Называет, какие ключевые концепции и теории, описывающие социальные функции, существуют в общей социологии.
  • Объясняет, как теоретические положения о социальных функциях проявляются в медиасфере.
  • Формулирует понятие социального действия в контексте системного подхода и ключевые концепции социального действия в общей социологии.
  • Рассказывает о наиболее широко известных массово-коммуникационных эффектах и об основных теоретических разработках в области теории медиаэффектов.
  • Называет базовые концепции медиа как социального института, индикаторы развития медиасистем, теории медиарынков.
  • Описывает структуру и категоризацию профессий, процесс профессионализации в сфере медиа.
  • Анализирует историю метода контент-анализа.
  • Формирует выборку материалов для анализа, владеет такими понятиями, как «категории анализа» и «единицы анализа».
  • Различает методы социологического анализа медиакоммуникаций и выбирает методы с точки зрения концептуализации и операционализации.
  • Называет основные составляющие методов, необходимых для их применения.
  • Отличает понятие «аудитория» от схожих понятий и определяет характеристики аудитории.
  • Применяет теории общественного мнения и использует анализ общественного мнения.
  • Называет, какое место занимают измерения аудитории медиа в общей картине медиаисследований.
  • Объясняет, как происходило развитие методов измерения аудитории СМК на протяжении истории человечества и как оно происходило в России.
  • Называет базовые категории математической статистики, используемых в измерениях аудитории СМК, среди которых: генеральная совокупность, выборка, экстраполяция, репрезентативность и др.
  • Называет основные показатели измерения аудитории в секторах печатных СМИ, радио, телевидении, интернете, которые используются в современной российской практике.
  • Применяет количественные и качественные методы исследования аудитории медиа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в социологию медиа
  • 2. Медиасфера как подсистема общества: структура
  • 3. Медиасфера как подсистема общества: социальные функции и эффекты
  • 4. Медиасистемы и медиарынки
  • 5. Социология профессий в сфере медиа
  • 6. Медиатекст как социологический документ. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций. Метод контент-анализа
  • 7. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций
  • 8. Социологические традиции изучения аудитории и публики
  • 9. Методы и практики измерений аудитории СМК
  • 10. Количественные и качественные исследования аудитории медиа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1. Введение в социологию медиа
  • неблокирующий Тест 2. Медиасфера как подсистема общества: структура
  • неблокирующий Тест 3. Медиасфера как подсистема общества: социальные функции и эффекты
  • неблокирующий Тест 4. Медиасистемы и медиарынки
  • неблокирующий Тест 5. Социология профессий в сфере медиа
  • неблокирующий Тест 6. Медиатекст как социологический документ.
  • неблокирующий Тест 7. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций
  • неблокирующий Тест 8. Социологические традиции изучения аудитории и публики
  • неблокирующий Тест 9. Методы и практики измерений аудитории СМК
  • неблокирующий Тест 10. Количественные и качественные исследования аудитории медиа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * Тест 2. Медиасфера как подсистема общества: структура + 0.1 * Тест 4. Медиасистемы и медиарынки + 0.1 * Тест 10. Количественные и качественные исследования аудитории медиа + 0.1 * Тест 7. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций + 0.1 * Тест 8. Социологические традиции изучения аудитории и публики + 0.1 * Тест 6. Медиатекст как социологический документ. + 0.1 * Тест 9. Методы и практики измерений аудитории СМК + 0.1 * Тест 5. Социология профессий в сфере медиа + 0.1 * Тест 3. Медиасфера как подсистема общества: социальные функции и эффекты + 0.1 * Тест 1. Введение в социологию медиа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ефанов, А. А.  Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476511 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Галактика Гутенберга : становление человека печатающего, Маклюэн, М., 2013
  • Социология профессий : учебник и практикум для вузов / Л. А. Лебединцева [и др.] ; под редакцией Л. А. Лебединцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 273 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01477-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469391 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Панасенко Юлия Владимировна