Магистратура
2022/2023
Социология медиа
Статус:
Курс по выбору (Менеджмент в СМИ)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
30
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Магера Татьяна Сергеевна
Прогр. обучения:
Менеджмент в СМИ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Онлайн-курс "Социология медиа" дает возможность рассмотреть медиа как социальный институт, как сферу профессиональной деятельности. Вы узнаете, как проводят социологические исследования медиарынков, аудиторий и медиатекстов, какие качественные и количественные методы необходимо использовать для такого рода исследований. Вы познакомитесь с основными концепциями социологии медиа и подходами, применяемыми в этом научном поле, именами ключевых российских и зарубежных исследователей, внесших вклад в социологию медиа.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить студентов с основными концепциями социологии медиа и подходами, применяемыми в этом научном поле, именами ключевых российских и зарубежных исследователей, внесших вклад в это научное поле.
- Ознакомить студентов с основными методами количественных и качественных исследований аудиторий, общественного мнения и медиаконтента как такового.
- Ввести студентов в контекст состояния современной медиа среды (пресса, радио, телевидение, интернет), дать исторические справки о развитии медиасферы для дальнейшего осмысления и анализа.
- Дать обзор и представление о современном состоянии социологии медиа, ее тенденциях и векторах исследований.
- Вписать теоретическую базу социологии медиа в общий контекст социальных наук и их основных теорий.
Планируемые результаты обучения
- Различает, что такое медиа, средства массовой коммуникации и средства массовой информации, в чем сходство и различие этих понятий.
- Называет предмет социологии медиа и объясняет, что такое социальная информация в контексте общенаучных представлений об информации.
- Объясняет, что такое социальная коммуникация и какие существуют виды социальной коммуникации.
- Показывает, как формировались и развивались средства коммуникации в истории человечества и какой вклад в развитие медиа внесли отечественные ученые и инженеры.
- Называет, что такое система и в чем состоит системный подход, что такое социальная структура, из каких структурных компонент в общем случае состоит медиасфера, что такое социальная динамика и в каких категориях описывается данное понятие, какие основные теории и концепции социальной динамики существуют в общей социологии и социологии медиа.
- Формулирует понятие социальной функции в контексте системного подхода.
- Называет, какие ключевые концепции и теории, описывающие социальные функции, существуют в общей социологии.
- Объясняет, как теоретические положения о социальных функциях проявляются в медиасфере.
- Формулирует понятие социального действия в контексте системного подхода и ключевые концепции социального действия в общей социологии.
- Рассказывает о наиболее широко известных массово-коммуникационных эффектах и об основных теоретических разработках в области теории медиаэффектов.
- Называет базовые концепции медиа как социального института, индикаторы развития медиасистем, теории медиарынков.
- Описывает структуру и категоризацию профессий, процесс профессионализации в сфере медиа.
- Анализирует историю метода контент-анализа.
- Формирует выборку материалов для анализа, владеет такими понятиями, как «категории анализа» и «единицы анализа».
- Различает методы социологического анализа медиакоммуникаций и выбирает методы с точки зрения концептуализации и операционализации.
- Называет основные составляющие методов, необходимых для их применения.
- Отличает понятие «аудитория» от схожих понятий и определяет характеристики аудитории.
- Применяет теории общественного мнения и использует анализ общественного мнения.
- Называет, какое место занимают измерения аудитории медиа в общей картине медиаисследований.
- Объясняет, как происходило развитие методов измерения аудитории СМК на протяжении истории человечества и как оно происходило в России.
- Называет базовые категории математической статистики, используемых в измерениях аудитории СМК, среди которых: генеральная совокупность, выборка, экстраполяция, репрезентативность и др.
- Называет основные показатели измерения аудитории в секторах печатных СМИ, радио, телевидении, интернете, которые используются в современной российской практике.
- Применяет количественные и качественные методы исследования аудитории медиа.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Введение в социологию медиа
- 2. Медиасфера как подсистема общества: структура
- 3. Медиасфера как подсистема общества: социальные функции и эффекты
- 4. Медиасистемы и медиарынки
- 5. Социология профессий в сфере медиа
- 6. Медиатекст как социологический документ. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций. Метод контент-анализа
- 7. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций
- 8. Социологические традиции изучения аудитории и публики
- 9. Методы и практики измерений аудитории СМК
- 10. Количественные и качественные исследования аудитории медиа
Элементы контроля
- Тест 1. Введение в социологию медиа
- Тест 2. Медиасфера как подсистема общества: структура
- Тест 3. Медиасфера как подсистема общества: социальные функции и эффекты
- Тест 4. Медиасистемы и медиарынки
- Тест 5. Социология профессий в сфере медиа
- Тест 6. Медиатекст как социологический документ.
- Тест 7. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций
- Тест 8. Социологические традиции изучения аудитории и публики
- Тест 9. Методы и практики измерений аудитории СМК
- Тест 10. Количественные и качественные исследования аудитории медиа
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.1 * Тест 2. Медиасфера как подсистема общества: структура + 0.1 * Тест 4. Медиасистемы и медиарынки + 0.1 * Тест 10. Количественные и качественные исследования аудитории медиа + 0.1 * Тест 7. Социологический анализ содержания медиакоммуникаций + 0.1 * Тест 8. Социологические традиции изучения аудитории и публики + 0.1 * Тест 6. Медиатекст как социологический документ. + 0.1 * Тест 9. Методы и практики измерений аудитории СМК + 0.1 * Тест 5. Социология профессий в сфере медиа + 0.1 * Тест 3. Медиасфера как подсистема общества: социальные функции и эффекты + 0.1 * Тест 1. Введение в социологию медиа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476511 (дата обращения: 28.08.2023).
- Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Галактика Гутенберга : становление человека печатающего, Маклюэн, М., 2013
- Социология профессий : учебник и практикум для вузов / Л. А. Лебединцева [и др.] ; под редакцией Л. А. Лебединцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 273 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01477-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469391 (дата обращения: 28.08.2023).