Магистратура
2022/2023
Новые медиа и цифровая культура
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Социология публичной и деловой сферы )
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Давыдов Сергей Геннадьевич
Прогр. обучения:
Социология публичной и деловой сферы
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Понятие новых медиа (которые, по мнению ряда авторов, вовсе не новые) включает Интернет, мобильные коммуникационные технологии, а также цифровые формы традиционных электронных СМИ (ТВ и радио). В рамках дисциплины рассматриваются социальные изменения, происходящие в контексте развития цифровой медиакоммуникационной среды. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - социологические понятия и концепции (в объеме и рамках, предусмотренных содержанием этой дисциплины); - новые направления в исследованиях новых медиа, цифровой экономики и цифровой культуры. Уметь: - ориентироваться в широком спектре литературы по тематике учебной дисциплины; - применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии. Иметь навыки (приобрести опыт): - устных выступлений, докладов, презентаций по определенной теме; - осуществления информационного поиска, написания рефератов, научных докладов, презентаций по тематике курса.
Цель освоения дисциплины
- Систематизация и критическое осмысление современных дебатов, формирующихся вокруг феномена новых медиа. Теоретический материал рассматривается через призму как уже созданных за ближайшие десятилетия эмпирических исследований, так и собственных наблюдений студентов. Мы рассмотрим, как новые технологии изменяют социальные практики межличностных отношений, участия в политической жизни, образования и другие практики повседневности.
- Формирование представлений о методах изучения цифровых медиа и цифровой культуры, знание основных направлений анализа. Введение слушателей в современную научную дискуссию по проблемам курса, обсуждение актуальных научных проблем, ждущих своего решения.
Планируемые результаты обучения
- знать основные методы для оценки аудитории интернета
- знать основные подходы к определению цифровых технологий и барьеров их использования, применять основные положения для решения практических кейсов
- знать основные теоретические подходы к концепту "цифровая грамотность" и ориентировать в основных компонентах ЦГ и особенностях реализации
- систематизировать основные подходы к пониманию и измерению аудитории Интернета
Содержание учебной дисциплины
- Цифровизация и медиатизация: базовые исследовательские парадигмы
- Трансформация медиасистем. Теория и практика
- Цифровое образование: основные понятия и современное состояние
- Цифровая экономика: экосистема России
- Аудитория Интернета. Пользователи и непользователи новых медиа: система типологизации и модели поведения
- Измерение аудитории интернета. Основные подходы, методики измерения и формирования
- Цифровая грамотность: теоретические подходы и практики измерения. Этика поведения в цифровой среде.
- Барьеры использования цифровых технологий: концептуализация и исследовательские кейсы
Элементы контроля
- Работа на семинаре
- Групповой проектЭкзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
- Эссе
- ПересдачаЭкзамен проводится в устной форме (защита группового проекта). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию и указать свое имя и фамилию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
- Работа на семинаре
- Групповой проектЭкзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
- Эссе
- ПересдачаЭкзамен проводится в устной форме (защита группового проекта). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию и указать свое имя и фамилию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.4 * Работа на семинаре + 0.3 * Групповой проект + 0.3 * Эссе
- 2022/2023 учебный год 2 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
- Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс), М., 2004
- Горелов, Н. А. Развитие информационного общества: цифровая экономика : учебное пособие для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10039-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429156 (дата обращения: 28.08.2023).
- Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи : монография / И. В. Жилавская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : МПГУ, 2018. - 214 с. - ISBN 978-5-4263-0611-0 . - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021235 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021235
- Информационное общество и международные отношения: Учебник / Болгов Р.В., Васильева Н.А., Виноградова С.М. - СПб:СПбГУ, 2014. - 384 с.: ISBN 978-5-288-05510-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941412
- Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты, Дзялошинский, И. М., 2012
- Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003
- Образование: услуга или жизнь?, Гребнев, Л. С., 2005
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
- Сковиков А.Г. - Цифровая экономика. Электронный бизнес и электронная коммерция: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-8114-3703-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119637
- Средства массовой информации России : учеб. пособие для вузов, Алексеева, М. И., 2011
- Цифровая экономика : монография / — Москва : Русайнс, 2018. — 284 с. — ISBN 978-5-4365-3040-6. — URL: https://book.ru/book/931325 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
- Цифровая экономика : учебник / В.Д. Маркова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 186 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a97ed07408159.98683294. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982132
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ритмы городской телеаудитории России, Шариков, А. В., 1997