Магистратура
2022/2023





Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Менеджмент в СМИ)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Давыдов Сергей Геннадьевич,
Ефанов Александр Александрович,
Кузнецова Евгения Алексеевна
Прогр. обучения:
Менеджмент в СМИ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями написания и оформления академического текста, формированием навыков поиска научной литературы, работой с различными информационными ресурсами и базами данных, позволяет студентам приобрести навыки презентаций, публичной защиты и научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины
- Выработка у студентов компетенций и навыков анализа процессов, происходящих в современной медиасреде, а также ознакомление с основными методами исследований медиа.
- Обучение студентов навыкам написания и оформления академического теста (в частности, теоретической части курсовой или ВКР).
- Формирование навыков поиска научной литературы, работы с различными информационными ресурсами и базами данных.
- Развитие аналитических навыков работы с источниками научной информации, в частности, при составлении обзора научной литературы (описании степени научной разработанности темы курсовой или ВКР).
- Выработка у студентов навыков презентаций, публичной защиты и научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует кейсы, связанные с функционированием современного медиапространства.
- Конспектирует, анализирует и применяет наработки из научных текстов
- Может определить свои интересы в области исследований медиа
- Обладает универсальными навыками поиска информации, необходимой для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
- Определяет структуру и стиль конкретного академического текста в области гуманитарных и общественных наук
- Ориентируется в методах и подходах подготовки академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
- Ориентируется в основных предметных полях исследований медиа
- Ориентируется в основных теоретических методах исследования
- Ориентируется в предметных полях программы
- Пользуется базами научной литературы НИУ ВШЭ
- Применяет правила устной и письменной научной коммуникации
- Проводит анализ качества и глубины цитирования
- Проводит и анализирует интервью
- Проводит опрос и анализирует данные
- Проводит регрессионный анализ
- Проводит сравнительный анализ качества привлекаемых источников на основе прояснения особенностей цитируемости авторов / научного веса изданий
- Свободно ориентируется в источниках поиска информации, необходимой для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук (в пределах изученных ресурсов)
- Способен интегрировать различные пути познания при подготовке исследовательского текста
- Строит линейную регрессию
- Умеет искать источники по ключевым запросам
- Умеет использовать основные методологические элементы исследования
- Умеет составлять применимый дизайн исследования
- Формирует выборку исследования
- Формулирует критерии для отбора наиболее качественного профильного контента, необходимого для проведения академического исследования в области гуманитарных и общественных наук
- Формулирует определение различных моделей в его создании
- Анализирует коммуникативную ситуацию, в которой сформировался дискурс.
- Использует модель Г.Лассуэлла для анализа ситуации.
- Анализирует языковые средства, использованные в тексте, в аспекте стилистики и выразительности.
- Анализирует аргументативную структуру текста.
- Анализирует композицию текста.
- Проводит комплексный лингвориторический анализ дискурса.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в контекст медиаисследований в области Менеджмента в СМИ
- Основы научной коммуникации
- Инструменты и методы работы с научными источниками
- Методы работы с научными текстами
- Дизайн исследования
- Основные методологические элементы исследования
- Основные предметные поля исследований медиа
- Основные теоретические методы исследования
- Введение, проблематизация кейсов, введение в качественные методы сбора данных
- Презентации гайдов и дизайна выборки, анализ качественных данных
- Презентация анализа качественных данных, дизайн опроса
- Презентация опросника и выборки, анализ количественных данных
- Презентация анализа данных, регрессионный анализ
- Поиск информации для академических исследований в области гуманитарных и общественных наук.
- Критерии отбора и проверки источников в области гуманитарных и общественных наук: начало.
- Критерии отбора и проверки источников в области гуманитарных и общественных наук: окончание.
- Структура, стиль и репрезентативность академического текста
- Методы и подходы в академическом исследовании в области гуманитарных и общественных наук
- Опросные методы
- Семиотический анализ
- Дискурс-анализ
- Анализ говорящего и его роли в коммуникации
- Анализ аудитории и ее интересов в риторике
- Анализ формы и содержания высказывания
Элементы контроля
- Работа студента на семинарах 1 семестра
- Выполнение студентом домашних заданий
- Итоговое задание, тестирующее освоение материалов 1 семестра
- Экзамен
- Экзамен
- Работа студента на семинарах 2 семестра
- Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А.: "Качественные методы медиаисследований"Итоговая оценка за блок рассчитывается по следующей формуле: Оитог = О1 * 0,2 + О2 * 0,2 + О3 * 0,2 + П, где О1 — оценка за задание 1; О2 — оценка за задание 2; О3 — оценка за задание 3; П – балл за посещаемость занятий; данная переменная может принимать значение от 0 до 4 баллов: 4 балла ставится, если студент посетил 95-100 процентов занятий; 3 балла ставится, если студент посетил больше 80, но менее 95 процентов занятий; 2 балла ставится, если студент посетил больше 65, но менее 80 процентов занятий; 1 балл ставится, если студент посетил больше 50, но менее 65 процентов занятий; 0 баллов ставится, если пропущено больше 50 процентов занятий. Округление оценки осуществляется по арифметическому правилу: 0,1-0,5 в сторону целого меньшего числа, 0,6-0,9 – целого большего числа.
- Оценка за блок дисциплины Кузнецовой Е.А.: "Лингвориторический анализ дискурса"Итоговая оценка за блок рассчитывается по следующей формуле: Оитог = О1 * 0,25 + О2 * 0,25 + О3 * 0,5, где О1 — оценка за самостоятельную работу; О2 — оценка за активность на занятиях; О3 — оценка за итоговую контрольную работу. Округление оценки от 0,8 в большую сторону, до 0,8 в меньшую сторону. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые инициативно выходят за рамки программы дисциплины: изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности. Дополнительные задания на оценки 9 и 10 обсуждаются с преподавателем в индивидуальном порядке.
- Представление своей магистерской работы и итогового текста
- Представление фрагментов ВКР на занятиях и участие в обсуждении других работ
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.21 * Работа студента на семинарах 1 семестра + 0.15 * Итоговое задание, тестирующее освоение материалов 1 семестра + 0.4 * Экзамен + 0.24 * Выполнение студентом домашних заданий
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.6 * Работа студента на семинарах 2 семестра + 0.4 * Экзамен
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.5 * Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А.: "Качественные методы медиаисследований" + 0.5 * Оценка за блок дисциплины Кузнецовой Е.А.: "Лингвориторический анализ дискурса"
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.5 * Представление своей магистерской работы и итогового текста + 0.5 * Представление фрагментов ВКР на занятиях и участие в обсуждении других работ
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kubitschko, S., & Kaun, A. (2016). Innovative Methods in Media and Communication Research. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1444503
- Ogden, J. (2019). Thinking Critically About Research : A Step by Step Approach. Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1896994
- Poynter, R. (2010). The Handbook of Online and Social Media Research : Tools and Techniques for Market Researchers. Chichester, West Sussex, U.K.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=339147
- Анисимова, Т. В., Социальная реклама. Риторический анализ плакатов социальной тематики : монография / Т. В. Анисимова, С. А. Чубай. — Москва : Русайнс, 2020. — 276 с. — ISBN 978-5-4365-5685-7. — URL: https://book.ru/book/939624 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
- Трофимова, О. В. Публицистический текст : Лингвистический анализ : учебное пособие / О. В. Трофимова, Н. В. Кузнецова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 302 с. — ISBN 978-5-9765-0931-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/84334 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Федотова, Л. Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для бакалавров / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 603 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3195-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425831 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Davies, M. M., & Mosdell, N. (2006). Practical Research Methods for Media and Cultural Studies : Making People Count. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=165174
- Gunter, B. (2000). Media Research Methods : Measuring Audiences, Reactions and Impact. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309793
- Ваньке, А. В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании : учебное пособие / А. В. Ваньке, Е. В. Полухина, А. В. Стрельникова. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-7598-2086-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173398 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476511 (дата обращения: 28.08.2023).
- Логика : учеб. пособие / Е.А. Воронцов. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 134 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5c6e5727961510.25247732. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010611
- Москвин, В. П. Методы и приёмы лингвистического анализа : монография / В. П. Москвин. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 224 с. — ISBN 978-5-9765-2133-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74626 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Риторика : учебник / А.К. Михальская. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 480 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b7667b498ddb4.10996853. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1043211
- Семиосфера : Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи. Исследования. Заметки, Лотман, Ю. М., 2001
- Теория и практика аргументации : учебное пособие / Л. А. Демина. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 272 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055180
- Язык. Познание. Коммуникация, пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова ; сост. В. В. Петрова ; вступ. ст. Ю. Н. Караулова, В. В. Петрова, 2-е изд., 310 с., Ван Дейк, Т. А., 2015