Бакалавриат
2023/2024![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Гуманитарная география
Статус:
Курс по выбору (География глобальных изменений и геоинформационные технологии)
Направление:
05.03.02. География
Где читается:
Факультет географии и геоинформационных технологий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лавренова Ольга Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагается на выбор всем студентам образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». Курс направлен на то, чтобы научить студентов ориентироваться в междисциплинарном поле, связанном с изучением смыслов пространства, сопряженным также с изучением «пространственного поворота» в изучении культуры, религии, искусства, литературы. Курс предполагает как развернутую теоретическую базу, так и рассмотрение различных методологических подходов, позволяющих интерпретировать в пространственном ключе разные аспекты гуманитаристки. Все эти аспекты и подходы объединяются внутри концептов культурного ландшафта и геокультурного пространства, которые видятся как целостность, актуализующая структуры культуры и наделяющая их субстанциональностью.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются: - знакомство студентов с основами гуманитарных подходов и методов к пониманию географического пространства; - получение базовых знаний по гуманитарной и культурной географии; - формирование представлений о гуманитарной географии как науке.
Планируемые результаты обучения
- знать основные направления и содержание философских дискуссий по проблемам гумани-тарно-географических знаний; этапы формирования культур-географической карты мира; культуро-географические проявления процесса глобализации в современном обществе; теоретические положения географии, используемые в гуманитарной географии.
- Уметь использовать естественнонаучные знания для проведения анализа тематических карт для получения новой информации; выявлять взаимосвязи между культурными явлениями и пространством, различать и интерпретировать особенности культурных ландшафтов в контексте их исторической эволюции; использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования мировоззрения в области гуманитарной географии;
- Моделировать взаимосвязи между различными явлениями пространственной организации общества; аргументировать собственную мировоззренческую позицию по проблемам геокультурного пространства, видеть их связь с процессами, происходящими в обществе; применять методы гуманитарных наук для страноведческого и регионоведческого анализа и синтеза;
- Описывать и объяснять структуру культурных ландшафтов с помощью гуманитарных подходов; использовать систематизированные общегеографические знания для постановки и решения профессиональных задач.
- владеть навыками составления характеристики культурного ландшафта с точки зрения гуманитарных наук; навыками целостного подхода к анализу геокультурного пространства; приемами самоорганизации и самообразования для получения новых знаний в области гуманитарной географии и их использования при изучении профессиональных дисциплин; методами решения профессиональных задач на основе общегеографических знаний в области гуманитарной географии.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Основные понятия гуманитарной географии
- Тема 2. Структуризация культурного ландшафта методами гуманитарных наук.
- Тема 3. Семиотические подходы к анализу культурного ландшафта
- Тема 4. Ландшафт как текст и тексты о ландшафте
Элементы контроля
- Работа на семинарахТекущий контроль на семинарах ведется в форме оценки выполнения студентами предлагаемых им заданий по изучаемым темам и источникам. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) активное участие в обсуждении вопросов и статей, 2) дельные вопросы студента преподавателю, 5) инициативные предложения по освещению тем и подтем.
- Самостоятельная работаСамостоятельная работа (Проект) «Структура культурного ландшафта (по выбору студента)» Студенты проводят самостоятельную исследовательскую работу по выбранному региону, выделяя основные смысловые узлы ландшафта, с выделением сакральных мест, мест памяти, мест «забвения», временных циклов культуры в культурном ландшафте, формируя представление об образе ландшафта (доклад с презентацией на 30-40 минут) Доклады обсуждаются на семинаре.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме. Для студентов, которые отлично выполнили самостоятельную работу и активно работали на семинарах, экзамен не проводится, оценка выставляется по результатам работы автоматом. Для студентов, которые недостаточно активно работали на семинарах, неудовлетворительно выполнили проект и/или хотят улучшить свой результат, пишут новый вариант проекта (Самостоятельная работа), и отвечают дополнительно на 2 вопроса по темам курса. Преподаватель на экзамене заново оценивает проект и оценивает полноту и правильность ответа.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.2 * Работа на семинарах + 0.6 * Самостоятельная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Васильева, О. Е. Общая гуманитарная география. Практикум : учебное пособие / О. Е. Васильева, А. А. Дмитриева. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-8064-3030-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/252506 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- ЗАМЯТИН Д.Н. (2002). Стратегии Интерпретации Историко— Географических Образов России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BC611C1A