• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Китайский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык, словесность и культура Китая)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Дурыманова Анастасия Дмитриевна
Язык: русский
Кредиты: 16
Контактные часы: 350

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Китайский язык» читается в течение пяти лет, с первого по пятый курс. Китайский язык является основным восточным языком для студентов профиля «Язык, словесность и культура Китая». Целью курса является научить студентов основным произносительным нормам современного китайского языка, научить владеть устной и письменной китайской речью, читать и переводить тексты печатных статей и различных публикаций. На первом курсе изучаются основы современного китайского языка: основные произносительные нормы, базовые правила грамматики и иероглифики, вырабатываются навыки понимания устной речи, навыки диалогической и монологической речи. На втором курсе задачей дисциплины является закрепление произносительных навыков; закрепление и расширение знаний по грамматике; расширение лексико-фразеологического запаса. На третьем курсе - чтение, анализ и перевод текстов печатных статей общественно-политической тематики; расширение навыков монологической и диалогической устной речи, аудирования. На четвертом курсе - углубление навыков аудирования и двустороннего перевода; чтение и перевод неадаптированной художественной, публицистической и научной литературы; пересказ и обсуждение прочитанных газетных и журнальных статей. На пятом курсе задачей дисциплины являются научить студентов самостоятельно читать и переводить неадаптированные художественные и публицистические тексты, а также научные статьи по специальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • На первом курсе цель дисциплины — научить студента основным произносительным нормам современного китайского языка, познакомить с основными особенностями иероглифической письменности, лексики и грамматики, научить навыкам устной и письменной китайской речью в пределах изученной тематики. Поскольку специальность предполагает углубленное изучение литературы и истории, то вводится обязательное изучение полных иероглифов. Пререквизитов не требуется.
  • На втором курсе задачей дисциплины является закрепление произносительных навыков; закрепление и расширение знаний по грамматике; расширение лексико-фразеологического запаса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные достопримечательности Пекина и Шанхая. Уметь рассказать о своей туристической поездке. Знать особенности употребления глаголов 旅游, 旅行, 游览. Знать особенности употребления глагольного суффикса 了. Уметь употреблять глагольные счетные слова 一下, 次, 遍, 下, 趟. Знать разницу в употреблении 一会儿 и 一下. Знать разницу в употреблении наречий 还 и 再. Уметь образовывать побудительные предложения со значением просьбы. Знать употребления частицы 吧. Уметь употреблять союзную конструкцию 因为…..所以.
  • Знать структуру китайского слога, правила записи в пиньинь. Знать базовую структуру китайского предложения. Уметь задавать общий вопрос с частицей 吗и общий вопрос с утвердительно-отрицательной формой глагола. Уметь задавать специальный вопрос с вопросительным словом 什么 и 谁. Уметь построить отрицательное предложение с помощью наречия 不. Уметь поздороваться, представиться.
  • Разбор лексики, чтение текста и комментариев. Обстоятельство. Наречия 也и 都. Счетные слова. Вопросительное местоимение 哪. Числительные 二 и 两. Вопросительные местоимения 几 и 多少. Наречие 还. Эризованные финали.
  • Уметь вести диалог и рассказывать об учебе, об особенностях изучения иностранных языков. Знать разницу в употреблении наречий 常 и 常常. Уметь употреблять конструкцию 从 …. 到. Уметь задавать альтернативный вопрос с помощью союза 还是. Уметь употреблять наречие有点儿, знать разницу в употреблении一点儿 и 有点儿. Знать разницу в употреблении модальных глаголов 能 и 可以. Знать разницу в употреблении глаголов 认为 и 觉得.
  • Уметь заказать еду в ресторан. Уметь употреблять модальные глаголы 想, 能, 可以. Уметь употреблять знаменательный глагол 要. Знать правила образования и употребления редуплицированных глаголов. Уметь употреблять числительные 二 и 两 в составе сложных числительных. Уметь употреблять наречия степени 很, 真, 非常. Уметь употреблять конструкцию 太… 了. Уметь употреблять союзы 可是, 但是, 不过.
  • Уметь рассказать о проведенном отпуске/каникулах, о студенческой жизни (регистрация в университете, оплата обучения и т.п.). Знать правила употребления фразовой частицы 了. Уметь употреблять конструкцию 是….. 的. Знать что такое дополнительный элемент. Уметь составлять предложения с дополнительным элементом длительности. Уметь составлять предложения с дополнительным элементом оценки.
  • Уметь рассказать о своем распорядке дня, интересах и увлечениях. Уметь употреблять наречие степени 挺, наречие 都 в значении ‘даже’. Знать правила оформления распространенных определений. Уметь употреблять модальный глагол 会. Уметь употреблять служебное слово什么的.
  • Уметь рассказать о семье (члены семьи, возраст, профессия), составить диалог на данную тему. Уметь поприветствовать и проводить гостей. Уметь считать от 0 до 1000, как произносить номера телефонов, квартир и т.п. Знать структуру предложения с глаголом 有, образование отрицательной формы глагола 有 с помощью наречия 没. Уметь спросить о возрасте собеседника.
  • Уметь рассказать про свой распорядок дня. Знать порядок слов в предложениях с обстоятельством времени. Знать способы выражения приблизительного количества и примерного времени. Знать правила употребления модального глагола 要, отличие употребления модальных глаголов 想 и 要. Знать употребления предлога 给. Знать правила употребления лихэцы.
  • Уметь совершать покупки в магазине и на рынке (продукты питания, одежда). Знать названия китайских денежных единиц и мер веса. Уметь считать от 100 до 10000. Знать правила употребления слова 一点儿 перед существительным и после прилагательного. Уметь употреблять наречия 再 и 又. Уметь употреблять конструкцию 又 …又. Знать правила образования и употребления редуплицированных счетных слов.
  • Уметь спросить и объяснить дорогу, далеко ли до нужного места, где находится какой-то объект. Знать структуру предложения со значением существования с глаголами 在, 是, 有. Уметь употреблять локативы. Уметь образовывать порядковые числительные с помощью префикса 第. Уметь использовать конструкцию 离… 近/ 远.
  • Уметь употреблять предлог 在. Уметь задавать вопрос с помощью частицы 呢. Знать структуру предложения с глаголами движения 来, 去, 回. Знать порядок слов в многоглагольном предложении цели.
  • Уметь употреблять предлог 把, наречия 就 и 才, модификаторы 来 и 去, задавать риторический вопрос 不是 吗, образовывать числительные от 100000 и больше, образовывать и употреблять удвоенные прилагательные, рассказывать о горе Тайшань и походе в горы.
  • Уметь приветствовать хозяев и гостей, поддержать разговор в гостях, употреблять сложный дополнительный элемент направления, конструкцию 越来越 ‘чем дальше, тем…’, задавать риторический вопрос, образуемый при помощи вопросительных слов.
  • уметь рассказать о занятиях спортом и спортивных мероприятиях, употреблять конструкцию ‘ 一边 … 一边’, составлять предложения со значением сравнения (предложения с 比) и с дополнительным элементом вероятности, употреблять наречие 都.
  • уметь кратко рассказывать о современной экономике Китая, о политике реформ и открытости, употреблять прилагательные в функции обстоятельства, конструкцию 连……也 / 都 ‘даже…….и то’, конструкцию 一年比一年 ‘год от года/ с каждым годом’, составлять предложения с дополнительными элементами оценки и количества (с предлогом 比), называть проценты, доли процента и дробей, употреблять счетное слово 倍 ‘раз’, употреблять удвоенные счетные слова.
  • уметь рассказать о традициях, связанных с праздником Дуаньуцзе, о том, как проводят досуг китайская молодежь, составлять предложения со значением эквивалентности/неэквивалентности объектов и их свойств, употреблять дополнительные элементы результата 上 и 坏, конечную частицу 啦 при перечислении, сравнительные предложения с 不如, структурную частицу 地.
  • уметь рассказать о китайском новом годе, отправить письмо и посылку по почте, использовать конструкцию 越A 越B, употреблять предлог 对, выразить приблизительное количество при помощи 来, употреблять союз 不但 而且.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Семья
  • Знакомство со студентами
  • Где остановка 11-го маршрута.
  • Я пойду в деканат за паспортом.
  • В ресторане
  • Распорядок дня
  • На рынке
  • Учеба
  • Как поживаешь в последнее время.
  • Путешествие
  • Каникулы
  • Поход в горы. Знаменитые горы Китая.
  • В гостях у китайского друга. Празднование дня рождения.
  • Спорт. Хобби.
  • Экономическое развитие Китая. Политика реформ и открытости.
  • Китайские народные праздники: Дуаньуцзе. Досуг: посещение KTV.
  • Отправка писем и посылок на почте. Китайский Новый год.
  • Разговорный китайский язык. Тема 1: Отношения между поколениями в современном Китае
  • Разговорный китайский язык. Тема 2: Обучение в ВУЗе в КНР: подготовка и сдача экзаменов.
  • Разговорный китайский язык. Тема 3: Совместное проживание в общежитии: вопросы психологической совместимости.
  • Разговорный китайский язык. Тема 4: Проблема транспорта в мегаполисах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
    Выполняются письменно от руки и устно.
  • неблокирующий работа на уроке
  • неблокирующий контрольная работа
    Выполняется письменно от руки.
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    По согласованию с преподавателем
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    По согласованию с преподавателем
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    По согласованию с преподавателем
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    По согласованию с преподавателем
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    По согласованию с преподавателем.
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    По согласованию с преподавателем
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    По согласованию с преподавателем
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.15 * домашние задания + 0.15 * домашние задания + 0.15 * домашние задания + 0.15 * домашние задания + 0.15 * контрольная работа + 0.15 * контрольная работа + 0.15 * контрольная работа + 0.15 * контрольная работа + 0.05 * работа на уроке + 0.05 * работа на уроке + 0.05 * работа на уроке + 0.05 * работа на уроке + 0.3 * экзамен + 0.3 * экзамен
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.3 * домашние задания + 0.3 * домашние задания + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * контрольная работа + 0.1 * работа на уроке + 0.1 * работа на уроке + 0.3 * экзамен + 0.3 * экзамен
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.3 * домашние задания + 0.3 * домашние задания + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * контрольная работа + 0.1 * работа на уроке + 0.1 * работа на уроке + 0.3 * экзамен + 0.3 * экзамен
  • 2025/2026 учебный год 1 модуль
    По согласованию с преподавателем.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Курс китайского языка."Boya Chinese". Лексико-грамматический справочник. Начальный уровень. Ступень-2 : справочник / С. Ли, С. Жэнь, Ц. Сюй [и др.] , под редакцией А. Г. Сторожука. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. — 120 с. — ISBN 978-5-9925-1242-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114264 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ли, С. BOYA CHINESE Курс китайского языка. Начальный уровень. Ступень-1 : учебник / С. Ли, С. Жэнь, Ц. Сюй. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-9925-1126-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164265 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Начальный уровень. Ступень I : лексико-грамматический справочник / С. Ли. [и др.]. ; [под общ.ред. А. Г. Сторожука] — Пекин : Издательство Пекинского университета ; Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 112 с. - (Boya Chinese). - ISBN 978-5-9925-1136-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048120
  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Начальный уровень. Ступень II : лексико-грамматический справочник / С. Ли, А. Г. Сторожук. [и др.]. ; [под общ. ред. А. Г. Сторожука). — Пекин : Издательство Пекинского университета ; Санкт-Петербург : КАРО, 2017. — 120 с. — (Boya Chinese). - ISBN 978-5-9925-1242-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048127
  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Начальный уровень. Ступень II : учебник / С. Ли. [ и др.]. ; [издание на русском языке под общ. ред. А. Г. Сторожука]. — Пекин : Издательство Пекинского университета ; Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 184 с. - (Boya Chinese). - ISBN 978-5-9925-1240-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048125
  • Спешнев, Н.А. Введение в китайский язык: фонетика и разговорный язык : учебник / Н. А. Спешнев. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 256 с. - ISBN 978-5-9925-1075-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048104
  • Фусян, В., Тяньгэ, Я. Китайский язык. Вводный курс : учебное пособие / В. Фусян, Я. Тяньгэ. — Пекин : Sinolingua, Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 384 с. - ISBN 978-5-9925-0774-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048112

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1. Ду, В.Н. Китайский язык: фонетика, иероглифика, устные темы : учебно-методическое пособие / В.Н. Ду, К.Б. Лозовская. — Екатеринбург : УрФУ, 2016. — 36 с. — ISBN 978-5-7996-1737-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/98835
  • Китайский язык в диалогах. Путешествие : учебное пособие / под редакцией Лю Юаньмань. — Санкт-Петербург : КАРО, 2008. — 156 с. — ISBN 978-5-9925-0077-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114346 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кочергин И.В., Хуан Лилян - Китайский язык. Аудиотренинг. Начальный уровень: учебное пособие - Издательство ВКН - 2015 - ISBN: 978-5-7873-0986-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/99492
  • Ма, Ж. Китайский язык для начинающих : учебное пособие / Ж. Ма. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 48 с. — ISBN 978-5-9765-3880-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119067 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.