2023/2024
Портал в современную биологию
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Рыскина Елена Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина пробуждает познавательный интерес к перспективам научного познания мира и будет полезна тем, кто интересуется новейшими направлениями в развитии биологии на современном этапе. В курсе даны сведения о тех направлениях биологической науки, которые начали свое развитие в недалеком прошлом и результаты их открытий и использование принадлежит определенному будущему. В каждой теме дисциплины подчеркивается возрастающая роль биологии для развития человеческой цивилизации. В результате освоения дисциплины меняется мышление, взгляды на привычное мироустройство. Проблемы в отношениях «человек-природа» - экологическая, энергетическая, климатическая, сырьевая, продовольственная можно и нужно решать с помощью науки о жизни и ее интеграции с другими науками, а значит, самое время задуматься о новом витке в образовании и карьерном треке. В результате освоения дисциплины научимся различать понятия ДНК, ген, геномика, эпигеномика, получим базовые знания о работе головного мозга, ознакомимся с новейшими достижениями в области биотехнологий, в том числе технологиями вмешательства в природу человека и ответим на вопросы:Как связаны эпигеном и здоровый образ жизни? Эволюция: как и почему образуются новые формы жизни?Опасны ли продукты из генно-модифицированных организмов?Вирус из пробирки: как создают биологическое оружие?
Цель освоения дисциплины
- формирование представлений о современной биологии и ее интеграции с другими науками как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о соответствующей предметной сфере, а также обобщения и переосмысления приобретенных ранее знаний.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения темы студент будет описывать современные гибридные направления развития биологии и объяснять какие задачи стоят перед биологией на стыке наук.
- В результате освоения темы студент будет описывать признаки живых систем и называть принципы организации биологических систем.
- В результате освоения темы студент будет описывать описывать состав и структуру биосферы и объяснять, что такое биоразнообразие.
- В результате освоения темы студент будет описывать типы клеточной организации и объяснять как построена таксономия живой природы.
- В результате освоения темы студент будет объяснять разницу в строении ДНК, гена, генома и описывать задачи, которые стоят перед геномикой.
- В результате освоения темы студент будет различать понятия геном и эпигеном, объяснять связь эпигенома и здорового образа жизни.
- В результате освоения темы студент будет описывать механизмы эволюции и основные положения современной синтетической теории эволюции.
- В результате освоения темы студент будет описывать как работают нейронные сети головного мозга и что такое «творческий мозг».
- В результате освоения темы студент будет объяснять, что такое осознанность и как ее развить.
- В результате освоения темы студент освоит основные принципы, объекты и методы биотехнологии.
- В результате освоения темы студент будет описывать основные стадии биотехнологического производства.
- В результате освоения темы студент будет описывать технологии получения биотоплива.
- В результате освоения темы студент будет описывать общие этапы получения трансгенных организмов, объяснять цель создания ГМО, сравнивать оценку безопасности ГМО в разных странах.
- В результате освоения темы студент будет описывать технологии получения рекомбинантных ДНК и этические правовые проблемы, связанные с технологиями вмешательства в природу человека.
- В результате освоения темы студент будет различать виды биотерроризма, описывать факторы, стимулирующие применение биологического оружия и объяснять потенциальную опасность биотехнологических объектов и способы предупреждения их попадания в окружающую среду.
- В результате освоения темы студент будет описывать основы Мирового и Российского законодательства в области биобезопасности.
- Будет объяснять как с помощью биохакинга можно оптимизировать работу организма.
Содержание учебной дисциплины
- На какие глобальные вопросы биология может дать ответы?
- Жизнь как явление материального мира.
- Биосфера и ноосфера
- Элементарная единица всего живого.
- ДНК. Ген. Геном. Геномика.
- Основы эпигенетики. Эпигеном и здоровый образ жизни.
- Эволюция. Механизмы эволюции. Геном и мутации.
- Нейронауки. Нейробиология. Нейронные сети: как работает мозг.
- Биотехнологии – достижения и перспективы развития в 21 веке.
- Биотехнология и микромир. Понятие промышленной биотехнологии.
- Биотехнологии в энергетике. Возобновляемые источники энергии.
- Генная инженерия и генно-модифицированные организмы (ГМО).
- Технологии вмешательства в природу человека: генная инженерия, генная терапия, клонирование. Евгеника.
- Биологическое оружие. Вирусы как биологическое оружие. Могут ли сбежавшие из пробирки патогены вызвать эпидемию?
Элементы контроля
- Тема 1-2.
- Тема 3-4.
- Тема 5-7.
- Создания сценария Н5Р по темам 5-7.
- Тема 10-11.
- Связь биологии с вашей будущей профессией
- Тема 12 - 13
- Экзамен0.5
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.2 * Связь биологии с вашей будущей профессией + 0.05 * Создания сценария Н5Р по темам 5-7. + 0.05 * Тема 1-2. + 0.05 * Тема 10-11. + 0.05 * Тема 12 - 13 + 0.05 * Тема 3-4. + 0.05 * Тема 5-7. + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Безопасность природопользования и экология здоровья : учеб. пособие для вузов, Мамин, Р. Г., 2003
- Биология развития, Барреси, М. Дж. Ф., 2022
- Биосфера и ноосфера, Вернадский, В.И., 2008
- Вирусы и эпидемии в истории мира, Олдстоун, М., 2021
- Гены по Льюину, Кребс, Дж., 2020
- Наглядная биотехнология и генетическая инженерия, Шмид, Р., 2020
- Основы биотехнологии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / под редакцией Н. В. Загоскиной, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14072-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519560 (дата обращения: 27.08.2024).
- Рождение сложности : эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы, Марков, А., 2012
- Эволюция человека. Кн.2: Обезьяны, нейроны и душа, Марков, А. В., 2021
- Эпигенетика, , 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 23151 - Р.Маслэнд - Как мы видим? Нейробиология зрительного восприятия - 9785961475708 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23151
- Биология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. Н. Ярыгин [и др.] ; под редакцией В. Н. Ярыгина, И. Н. Волкова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 427 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04092-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512651 (дата обращения: 27.08.2024).
- Биология в XXI веке: перспективы и развитие: межвуз. сб. науч. Трудов : сборник научных трудов. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2006. — 140 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/42233 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Винникова, Т. А. Биотехнология = Biotechnology : учебное пособие / Т. А. Винникова, Е. Н. Трифонова, И. Ю. Булгакова. — Омск : ОмГТУ, 2019. — 96 с. — ISBN 978-5-8149-2776-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/186845 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Вирусы и средства борьбы с ними : учебное пособие. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 347 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100666 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Клетка – элементарная биологическая система : учебное пособие / А. В. Стрыгин, М. В. Букатин, О. Ю. Кузнецова, Н. А. Колобродова. — Волгоград : ВолгГМУ, 2020. — 96 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179553 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Мурашкина, И. А. Использование культуры клеток растений в биотехнологии лекарственных средств : учебное пособие / И. А. Мурашкина, И. Б. Васильев, В. В. Гордеева. — Иркутск : ИГМУ, 2015. — 83 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158711 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Пугачева, Н. П. Аксиология жизни: биология, биофилософия, этика : монография / Н. П. Пугачева. — Пенза : ПГАУ, 2019. — 184 с. — ISBN 978-5-94338-987-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131170 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Разин, С. В. Хроматин: упакованный геном : учебное пособие / С. В. Разин, А. А. Быстрицкий. — 5-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 199 с. — ISBN 978-5-00101-834-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151599 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Смирнова, И. В. First steps in biotechnology. Первые шаги в биотехнологии : учебное пособие / И. В. Смирнова. — Пермь : ПНИПУ, 2016. — 106 с. — ISBN 978-5-398-01666-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161213 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Сумма биотехнологии : руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей, Панчин, А. Ю., 2022
- Я не моя ДНК : генетика предполагает, эпигенетика располагает, Эстейер, М., 2020