• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Российская экономика-1

Статус: Курс обязательный (Экономика и статистика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 32
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История экономических учений; Математическая статистика; Микроэкономика; Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: дать представления о современном состоянии российской экономики; сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.Программа и дизайн курса разработаны в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • -Знать основные реформы, реализованные Александром II, уметь объяснять эффект этих реформ на экономическое развитие Российской Империи, объяснять содержание реформ Витте С.Ю., Столыпина П.А. и то, какое значение они оказали на процесс перехода к индустриальному способу производства.
  • - Уметь объяснять основные причины и механизмы формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
  • -Знать объективные и субъективные факторы, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причины выбора конкретной модели проведения и ход рыночных реформ.
  • - Понимать роль структуры экономики и ее изменений для экономического роста. Знать характерные особенности структуры экономики стран с разным уровнем развития.
  • - Знать примерную долю основных секторов российской экономики (сельское хозяйство, промышленность, услуги) в ВВП и совокупной численности занятых, а также уметь назвать отрасли, обеспечивающие наибольший вклад в ВВП и занятость.
  • - Знать ключевые факторы формирования структуры экономики. Знать основные этапы структурных преобразований российской экономики, драйверы, масштабы и основные направления структурных сдвигов на каждом из этапов.
  • - Знать и уметь раскрыть роль каждой из рассматриваемых ключевых отраслей (нефтегазовый сектор, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, банковский сектор) и ее значимость для российской экономики.
  • - Знать и владеть теоретическими инструментами оценки международной конкурентоспособности стран и регионов мира. Понимать и знать значения показателей, характеризующих позиции России в международной торговле.
  • - Уметь называть, давать количественную характеристику и понимать природу сравнительных конкурентных преимуществ России в мировой экономике;
  • - Уметь охарактеризовать изменения в международной конкурентоспособности РФ в связи с санкциями и новейшими процессами в мировой экономике с 2022 года.
  • - Знать основные демографические показатели в РФ, сопоставлять их с мировыми.
  • - Уметь анализировать влияние демографических показателей на экономику.
  • - Знать показатели занятости и безработицы в России, особенности российской модели рынка труда
  • - Знать динамику реального ВВП России в период 1989-2022 гг., уметь назвать основные переломные точки макроэкономической динамики, знать основные причины изменений макроэкономической динамики (драйверы экономического роста, причины стагнации, факторы, приведшие к спаду экономики в кризисы).
  • - Понимать природу «трансформационного спада» 1990-х гг., объяснить в чем он заключается и какими факторами вызван; уметь привести основные показатели, демонстрирующие глубину и экономическое содержание трансформационного спада.
  • - Знать природу «восстановительного» роста российской экономики в 1999-2008 гг., знать точку, в которой экономика России восстановилась до уровня ВВП РСФСР 1990 года, каковы были факторы, сделавшие восстановительный рост возможным.
  • - Четко определять основные фазы развития российской экономики после финансового кризиса 2008-2009 гг., понимать основные проблемы макроэкономической динамики, обнаружившиеся в этот период.
  • - Ппонимать роль в макроэкономической динамике второй и третьей декады 2000-х годов политики импортозамещения, ее основных результатов на 2020-2021 гг., знать ответ на вопрос, какое воздействие на экономику оказали массированные санкции ведущих стран мира против России в 2022 году, а также инструменты антикризисной экономической и социальной политики позволили избежать масштабного кризиса в России.
  • - Владеть понятием основного капитала как фактора производства. Знать источники данных об основном капитале в российской статистике и в международных базах данных. Знать, что такое методы прямого наблюдения и непрерывной инвентаризации. Знать достоинства и недостатки обоих подходов. Уметь делать расчёт запасов основного капитала с использованием метода непрерывной инвентаризации на основе данных об инвестициях, запасах на начальный период и экономической амортизации.
  • - Объяснять различия между овеществлёнными и неовеществлёнными видами активов. Уметь делать оценку вклада основного капитала в экономический рост с использованием счетов экономического роста.
  • - Знать обоснования для внедрения мер экономической политики, а также критерии, которыми руководствуется государство при ее проведении. Знать основные виды экономической политики, проводимой в России.
  • - Знать и уметь обосновать роль фискальной политики в системе управления экономикой. Знать особенности российской бюджетной системы, потенциальных источников повышения доходной части бюджета и его основные статьи расходов. Знать основные направления фискальной политики за последнее пятилетие.
  • -Знать и уметь объяснять роль монетарно политики в системе управления экономикой, различать инструменты КДП в зависимости от выбранной конечной цели, к которой стремится ЦБ РФ, уметь объяснять связь финансового и реального сектора экономики.
  • - Понимать ограничения (границы применимости) изученных в рамках курса «Российская экономика – 1» подходов, моделей и показателей, в рамках пройденных тем/разделов курса уметь ставить вопросы о дальнейшем развитии российской экономики, отражающие противоречивость или неоднозначность достигнутых сегодня в российской экономике результатов развития, неопределенность внешней геоэкономической и геополитической среды, в которой находится Россия.
  • - Знать основные показатели состояния российской экономики на конец 2022 года, которые делают вариативным будущее развитие, понимать причины этой вариативности, возможные «развилки» и «точки бифуркации» будущего развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники социально-экономического развития России
    Блок является вводным к курсу "Российская экономика 1".
  • Элементы российской экономической статистики и источники данных о российской экономике
  • Территория, ресурсы, региональная структура, энергетическая и транспортная инфраструктура
  • Рыночная vs. командная модернизация в период 1861-1953 гг.
  • Советская социалистическая система: неизбежность кризиса и реформ (1953-1990 гг.)
  • Экономические реформы 1990-х годов (включая приватизацию и эволюцию собственности в России).
  • Структура российской экономики и структурные сдвиги. Ключевые отрасли российской экономики.
  • Место России в мировой экономике и международном разделении труда.
  • Демография: структура населения и миграционные потоки.
  • Рынок труда.
  • Макроэкономическая динамика 1989-2022 гг.
  • Основной капитал, инвестиции и производительность
  • Основы экономической политики и российская экономика.
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
  • Кредитно-денежная политика.
  • Заключение и вопросы для "Российской экономики - 2"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях 3 модуль
    подразумевает участие студентов в дискуссии, а также выполнении прочих заданий (ответы на тестовые вопросы в письменной форме, ответы на открытые вопросы в письменной форме)
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях 4 модуль
    подразумевает участие студентов в дискуссии, а также выполнении прочих заданий (ответы на тестовые вопросы в письменной форме, ответы на открытые вопросы в письменной форме)
  • неблокирующий контрольная работа
    контрольная работа проводится в письменной форме и подразумевает ответы на открытые и тестовые вопросы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * активность на семинарских занятиях 3 модуль + 0.2 * активность на семинарских занятиях 4 модуль + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Economic growth, Weil, D. N., 2016
  • Klara Z. Sabirianova. (2002). The great human capital reallocation: A study of occupational mobility in Transnational Russia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE1E73E4
  • Долгопятова, Т., Ивасаки, И., & Яковлев, А. (2009). Российский Бизнес 20 Лет Спустя: Путь От Социалистического Предприятия К Рыночной Фирме. Мир России. Социология. Этнология, 18(4).
  • Основы национального счетоводства (международный стандарт) : учебник для вузов, Иванов, Ю. Н., 2009
  • Российская экономика : истоки и панорама рыночных реформ : учеб. пособие для вузов, Ясин, Е. Г., 2003
  • Российская экономика : истоки и панорама рыночных реформ, Ясин, Е. Г., 2004
  • Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Кн. 1. Истоки и панорама рыночных реформ — 2-е изд., перераб. - 978-5-7598-1951-6 - Ясин Е.Г., ред. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/366941 - 366941 - iBOOKS
  • Российская экономика : курс лекций : в 2 кн. Кн. 2. Настоящее и перспективы после реформ - 978-5-7598-1950-9 - Ясин Е.Г., ред. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362106 - 362106 - iBOOKS
  • Экономическая статистика, Иванов, Ю.Н., 2009
  • Экономические индексы, Аллен, Р., 1980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ПОЛТЕРОВИЧ В.М. (1998). Институциональные Ловушки - Результат Неверной Стратегии Реформ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2B5C49BC
  • Полтерович В.М. (1999). Институциональные Ловушки И Экономические Реформы. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.35.2.1
  • Экономическая история России (опыт институционального анализа) : учеб. пособие, Нуреев, Р. М., 2016
  • Экономическая история России (опыт институционального анализа) : учеб. пособие, Нуреев, Р. М., 2022

Авторы

  • Солнцев Сергей Андреевич
  • Шагалов Игорь Львович
  • Агамирова Мария Евгеньевна
  • Пеникас Генрих Иозович
  • Авдашева Светлана Борисовна
  • Кузнецов Борис Викторович
  • Карачаровский Владимир Владимирович
  • Орлова Юлия Александровна
  • Кузык Михаил Георгиевич
  • Владимирская Анастасия Антоновна
  • Воскобойников Илья Борисович