Бакалавриат
2023/2024![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Формы городского неравенства
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Городское планирование)
Направление:
07.03.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
5-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Алов Иван Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Тема городского неравенства часто привлекает исследователей с самыми разными компетенциями — урбанистов, социологов, географов, экономистов, антропологов. Междисциплинарность этого проблемного поля приводит к возникновению великого множества теорий, концепций, методов. Некоторые из них прямо противоречат друг другу даже в самых базовых вопросах — например, реально ли добиться полного нивелирования неравенства? Другим важнейшим концептуальным вопросом является определение первичности пространства или общества в формировании неравенства. Эти, а также многие другие противоречия можно изучить в рамках курса, который не ставил бы своей задачей формирование единственно правильного (по мнению составителя программы) мнения у студентов, но дал бы им инструментарий для выбора оптимальных научных аргументов, а также познакомил бы их со всем многообразием теоретико-методологических подходов к изучению феномена неравенства в городе.
Цель освоения дисциплины
- приобретение знаний о современных теоретико-методологических подходах к изучению городского неравенства с применением опыта разных научных дисциплин
Планируемые результаты обучения
- Может свободно ориентироваться в философских (в частности, этических) концепциях, определяющих подходы к изучения городского неравенства
- Оперирует терминологическим аппаратом исследований сегрегации
- Умеет выявлять пространственные факторы городского неравенства
- Умеет выявлять институциональные факторы городского неравенства
- Умеет выявлять социально-экономические факторы городского неравенства
- Умеет определять признаки добровольной и недобровольной изоляции
- Анализирует пространственные, статистические и социологические данные
- Оперирует терминологическим аппаратом исследований стигматизации
- Анализирует текстовые данные
- Умеет составлять дизайн исследования городского неравенства
Содержание учебной дисциплины
- Философские основы изучения городского неравенства
- Сегрегационные процессы как основные драйверы городского неравенства
- Пространственные факторы городского неравенства
- Институциональные факторы городского неравенства
- Социально-экономические факторы городского неравенства
- Гетто и анклавы как основные пространственные формы городского неравенства
- Неравенство в городах России
- Стигматизация пространства и людей
- Городское неравенство в культуре
- Методология исследования городского неравенства: от концепции к методике
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- ЭссеЭссе пишутся по ранее пройденным темам, задаются на дом. Объем эссе от 1 тыс. до 2 тыс. знаков. По желанию, студенты могут делать вместо письменных видео-эссе (продолжительностью от 7 до 10 минут). Данные работы являются не только показателем для оценки студента, но и являются «индикатором» для самого студента, который показывает уровень общей компетентности в вопросах исследований городского неравенства. Совокупность баллов за эссе влияет на итоговую оценку за дисциплину.
- ЭкзаменВ качестве итоговой аттестации студенты делают творческий проект на тему, связанную с городским неравенством. Минимальный объем работы – 3000 слов без списка литературы и приложения (+-5%). Максимальный объем – 9000 слов, без списка литературы и приложения. Допустимая доля плагиата в работе 15% без учета списка литературы. Данные, иллюстрации и пр. материалы не должны нарушать авторские права. Работа оформляется согласно стандартным требованиям НИУ ВШЭ, литература: https://lang.hse.ru/data/2016/11/06/1111018244/APA-Style-Guide_6th_ed..pdf Структура работы. Обязательные пункты, которые должны быть отражены в тексте в работы: • описание тематики работы (исследовательская проблема); • цель работы (исследовательский вопрос); • определение основных используемых концепций; • описание данных и методов; • описание контекста; • результаты работы; • выводы; • источники данных.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bourdieu, P. (1985). The Social Space and the Genesis of Groups. Theory & Society, 14(6), 723–744. https://doi.org/10.1007/BF00174048
- Wilson, W. J. (2012). The Truly Disadvantaged. University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.ucp.bkecon.9780226901268
- Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Перевод с франц. В. Наумова - 978-5-91103-430-6 - Фуко Мишель - 2015 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/370076 - 370076 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- The truly disadvantaged : the inner city, the underclass, and public policy, Wilson, W. J., 2012
- Urban outcasts : a comparative sociology of advanced marginality, Wacquant, L., 2008
- William Bunge. (2011). Fitzgerald : Geography of a Revolution. University of Georgia Press.
- Платон, Государство / Платон , Перевод с греческого А. Н. Егунова. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 398 с. — ISBN 978-5-8291-3564-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132926 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.