2023/2024




Русская литература как философия
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кантор Владимир Карлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Очень долго русскую классическую литературу воспринимали как далекую от философии, ведь она вроде бы ни на что не претендовала – описывала жизнь в формах самой жизни. Хотя Пушкин писал, что проза требует мыслей, а Лев Толстой негодовал на изобразительный подход к словесному творчеству, восклицая, что нужна объединяющая текст мысль. Серебряный век вдруг увидел в русской классике философскую глубину. Лев Шестов называл русских писателей ХIХ в. философами. Он не раз заявлял, что настоящую «критику чистого разума» (конечно же и «практического») надо искать не у Канта, а у раннего Достоевского. Русская философская мысль, такая глубокая и такая своеобразная, получила свое выражение именно в художественной литературе. Философский смысл русской литературы Соловьёв, бесспорно, заметил одним из первых, достаточно перечитать его «Три речи в память Достоевского». Неслучаен текст Я. Э. Голосовкера «Достоевский и Кант», где он показывает, что роман писателя есть полемика с «Критикой чистого разума». У Аверинцева есть замечательное соображение, что история литературы –– не просто предмет познания, но одновременно шанс дышать «большим временем» вместо того, чтобы задыхаться в малом. Обращаясь к литературе, философ должен требовать от нее этого дыхания большого времени.
Цель освоения дисциплины
- углубить понимание студентами русской классической литературы путем раскрытия философских аспектов, заложенных в произведениях, которые традиционно воспринимались как преимущественно описательные.
- развить целостное понимание исторического значения литературы и философии.
- вооружить студентов аналитическими инструментами для участия в критической литературной полемике.
Планируемые результаты обучения
- уметь анализировать художественную литературу в рамках философского дискурса
- представить философские основы европейской литературной классики и критически осмыслять их.
- уметь пользоваться аналитическими инструментами для выявления философских тем, заложенных в литературе.
- развить междисциплинарную перспективу изучения и исследования философии и художественной литературы.
- представить исторический фон, охватывающий период от эпохи Петра Великого до Пугачевского восстания.
- проанализировать и понять философскую составляющую поэмы и сопоставить её с другими произведениями как с мировым литературным и философским контекстом, так и контекстом творчества Пушкина в частности.
- углубить понимание тонких вариаций демонизма в литературе и его литературного отражения в человеческих желаниях, амбициях и последствиях выхода за рамки общепринятых границ.
- узнать структурные и содержательные параллели и различия двух рассматриваемых текстов
- понять специфику нигилизма на русской почве и его изображение в литературе
- узнать и понять феномен двойничества в творчестве и философии Достоевского
- понять взгляды авторов на веру, власть и природу Антихриста, теологические вопросы в русской литературе.
- понять связь философии литературы Чехова и философских концепций Ницше
- критически проанализировать двойственную природу романа Эренбурга и выделить философские и теологические мотивы.
- узнать и понять особенности антиутопического творчества Е. Замятина во взаимосвязи с мировой антиутопической традицией и социально-историческим и философским контекстом.
- узнать и понять особенности произведений Михаила Булгакова в ракурсе историко-философских проблем.
- представить и понять философию истории, представленную русскими литераторами и философами (Толстой, Ландау, Карсавин) в связи с зарубежными концепциями философии истории и культуры.
Содержание учебной дисциплины
- Вступление. Европейская философская литература.
- «Одиссея» Евгения: Медный всадник и эпоха от Петра до Пугачева
- Демонизм в литературе
- Фаустиада: русское освоение великого немецкого текста
- Нигилизм и антинигилизм. Пророчество.
- Двойничество как мировая проблема
- Антихрист и выход в космическое пространство
- Метафизическая дуэль. К пониманию Чехова.
- Откровение XX века в русской литературе. Что предсказал Илья Эренбург в 1921 году?
- Мы или они?
- В поисках личности: опыт русской классики
- Философия случая и философия истории
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.15 * Доклад по теме семинара + 0.1 * Участие на лекциях и семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе по теме курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Белая гвардия. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Рассказы, Булгаков М.А., 2001
- Бесы, Достоевский, Ф. М., 2005
- Божественная комедия, Данте Алигьери, 2010
- Диалоги, Платон, ., 2008
- Избранное, Мицкевич А., 1977
- Избранное, Пушкин А.С., 1983
- Мы, Замятин, Е.И., 2015
- Отец Горио. Шагреневая кожа. Гобсек : пер. с фр., Бальзак де О., 1987
- Полное собрание сочинений и писем в 28-ти томах. Сочинения. Т. 12: Новь (1876). Предисловие к романам (1880), Тургенев, И.С., 1966
- Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет, Шекспир У., Пелевин В.О., 1983
- Собрание сочинений в 12-ти томах. Т. 4: Некуда, Лесков, Н.С.,
- Собрание сочинений в 12-ти томах. Т. 8: Загадочный человек. На ножах (Ч. 1-3), Лесков, Н.С.,
- Собрание сочинений в 12-ти томах. Т. 9: На ножах (Ч. 4-6. Эпилог), Лесков, Н.С.,
- Собрание сочинений. Т. 1: Хулио Хуренито; Трест Д.Е.; Тринадцать трубок, Эренбург, И. Г., 1962
- Собрание сочинений. Т. 6: ., Алданов, М. А., 1991
- Философские этюды; Этюды о нравах, Бальзак, О. де, 2010
- Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Ч.1: ., Сервантес Сааведра, М. де, 1959
Рекомендуемая дополнительная литература
- Любовь к двойнику : миф и реальность русской культуры: очерки, Кантор, В. К., 2013
- Пушкин : история и современность в художественном сознании поэта : монография, Эйдельман, Н. Я., 1984
- Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Ч.2: ., Сервантес Сааведра, М. де, 1959