2023/2024





Практическая палеография (латинская, русская, английская)
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Белан Михаил Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Практический курс позволяет приобрести навыки латинской палеографии, русской и английской палеографии Средних веков и Нового времени (до нач. 20 вв.). Изучаются три модуля: латинская палеография; русская (устав, полуустав, скоропись 17-19 вв.) и английская палеография (Secretary Hand, развитие Italic Hand - современного курсива). Предусмотрены вводные лекции, освоение практических учебных материалов. Основное внимание уделяется чтению и разбору текстов, отработке практических навыков в ходе семинарских занятий. Работая с источниками разного типа, студенты изучают развитие латинской, русской, английской письменной традиции в сравнительной перспективе, приобретают практические навыки чтения исторических документов различных периодов.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение индивидуальных практических навыков чтения текстов исторических источников различного типа; получение базовых знаний о русской средневековой письменной традиции, скорописи 17-19 вв., английском курсиве и Secretary Hand, латинской средневековой палеографии. Развитие умений и способности самостоятельно работать с рукописными текстами на латинском, русском, английском языках.
- Освоение участниками основных принципов работы с письменными рукописными источниками (латинские, русские, английские) с позднего Средневековья до 19 - нач. 20 вв.: овладение формами букв, сокращениями (аббревиации) и другими символами; прослеживая изменения; получение навыков работы с разными подчерками, от простых (документы - нотариальные акты и т.д.) до сложного курсива, скорописи.
- Овладение основными базовыми навыками чтения средневековых латинских текстов (минускульные курсивы; каролингский, готический, гуманистическое письмо); знания букв, сокращений; Самостоятельное чтение несложных латинских текстов небольшой длинны (источники для курсовой, ВКР); Критика источника: умение четко различать период, тип документа, выделять его структуру, охарактеризовать курсив (почерк) и т.д.
- Изучение английской письменной традиции: овладение письмом Secretary Hand (на материалах 16-пер пол. 17 вв.) и английским курсивом 17-19 вв. в объеме, достаточном для самостоятельного чтения новых текстов источников для учебных работ (курсовые, ВКР) и для написания научных статей. Получение полного представления о специфике складывания современной английской письменной традиции; различиях между позднесредневековыми традициями и курсивом; формах букв и их эволюции в Secretary Hand и курсиве (Italics) c конца 16 по нач. 20 вв. Овладение всеми основными аббревиациями, выносными символами, использовавшимися в текстах. Умение работать с английскими документами разных типов (от эпистолярного жанра до финансовых документов и т.д.). Освоение на достаточном уровне курсивов среднего уровня сложности (сложных для восприятия почерков).
- Овладение навыками чтения русских исторических документов 16-19 вв. Рассматриваются книжные тексты, официальные документы и обычное письмо. Основной акцент сделан на овладении более сложными формами скорописи втор. половины 17 - начала 18 в. Овладение в полной мере более поздним курсивом ("писарский подчерк" со второй половины 18 в.). Детальное изучение скорописи 17 - начала 18 в.: формы букв, нестандартные для позднего языка начертания (в, к и др.); буквы в качестве цифр; особое внимание уделено чтению сложных подчерков скорописи, умению читать надстрочные буквы (л, р, м, х и др.), распознавать сокращения. Задача - обучить студентов достаточно свободному самостоятельному чтению средней по уровню сложности скорописи второй половины 17 - начала 18 вв.
Планируемые результаты обучения
- Студенты самостоятельно (без предварительной подготовки) читают несложные источники, написанные средневековыми латинскими курсивами, объёмом несколько абзацев (предложений) в течение одного семинара. Студенты должны свободно узнавать формы букв разных видом курсивного письма. Студенты способны самостоятельно проанализировать документ: тип источника, дать базовую внешнюю критику - различать, по меньше мере в общих чертах, тип курсива, период написания, выделять характерные особенности почерка.
- Студенты способны самостоятельно читать новый для них текст, написанный Secretary Hand (преимущественно конец 16-перв. пол 17 вв.), в объеме нескольких предложений (два абзаца) в течение одного семинара. Студенты различают формы буквы Secretayry Hand; знают их отличие от английских курсивных букв; умеют распознавать большую часть вариаций букв Secretary Hand (изменения шрифта в 16-17 вв.); распознают в тексте все основные сокращения (Majesty, Sir, Gent., Which, With, and, your) и надстрочные.
- Студенты владеют самостоятельными навыками чтения разных почерков английского курсива, способны читать документы разного типа, периода, уровня сложности – письма 18 - нач. 20 вв., дневники, протоколы собраний компаний, гроссбухи и т.д. Студенты способны охарактеризовать источник: период, дать описание почерка. Студенты свободно ориентируются в формах букв, видят в тексте вариации букв (s, f, t, ff, d в конце, середине, начала слова; разные формы заглавных), распознают большинство сокращений.
- Студенты свободно читают скоропись/курсив ("писарский" почерк) второй половины 18 - начала 19 века. Уверенно читают скоропись конца 17 в. - начала 18 в. Видят и знают разные варианты форм букв, отличные от современных, их эволюцию (буквы к, в, ю, я, е), владеют буквами, утраченными в ходе реформ; понимают буквенное обозначение числительных. Студенты распознают в большинстве текстов (за исключением сложных беглых почерков) выносные буквы над словом и в конце слова - л, р, м, н, х, ж, сокращения.
- Студенты свободно читают полууставы (книжные, официальные документы, обычное письмо - различного периода). Видят и знают разные варианты форм букв, в том числе отличные от современных, их эволюцию; владеют буквами алфавита, утраченными в ходе реформ; понимают буквенное обозначение числительных. Студенты распознают титлы, выносные буквы, сокращения.
Содержание учебной дисциплины
- Изучение английской палеографии: Secretary Hand
- Освоение английской палеографии: курсивное письмо
- Изучение русской скорописи и курсива
- Навыки чтения средневекового русского письма
- Освоение основных принципов средневековой латинской палеографииОсвоение данного раздела предусматривает около 6 семинарских занятий.
Элементы контроля
- Активность на семинарахСтудент участвует в семинарах: читает отрывки источников на каждом семинаре (или раз в два семинара; отрывки длиной в несколько предложений), обучается владению разными шрифтами - буквами, сокращениями, выносными (надстрочными). Студент проявляет активноcть помимо чтения полученных отрывков: способен помогать другим участникам семинара; участвует в обсуждении чтения; задает вопросы; предлагает варианты решений (например, высказывает свое мнение в ходе прочтения в другими участниками неясных фрагментов).
- Самостоятельная исследовательская работа (СИР)Подготовка полученного заранее персонального задания (задания распределяются приблизительно за два месяца до экзамена - когда студенты уже освоили часть курса) Персональное задание включает: самостоятельное чтение и набор текста трех-пяти фрагментов источников, которые получает студент. Студент представляет работу на основе персонального задания (СИР) руководителю семинара и проводит презентацию работы перед участниками. Выполняемая студентом на основе персонального задания СИР, представляемая руководителю семинара и презентуемая перед участниками, включает описание источника, его текста (тип источника, вид почерка/шрифта), транскрипцию и уверенное чтение всех фрагментов текстов перед участниками семинара. При наличии возможности добавляется перевод. Источники могут включать английский курсив, Secretary Hand, русскую скоропись, курсив, книжный шрифт, латинский текст. Все задания приблизительно одинаковы по объему и сложности. По возможности учитываются интересы студента: желающие получают тексты длиннее, повышенного уровня сложности, относящиеся к периоду, более интересующему студента (при наличии такой возможности). При этом все студенты в своем персональном задании в обязательном порядке получают фрагменты всех трех типов: русский, английский, латинский.
- ЭкзаменСтудент в начале офлайн экзамена получает три-пять коротких фрагментов новых текстов (в целом все наборы текстов одинакового уровня сложности, с небольшой вариацией по сложности между выданными студенту фрагментами); студентам отводится достаточное время на подготовку чтения; после чего студент отвечает преподавателю (руководителю семинара).
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Самостоятельная исследовательская работа (СИР) + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Латинская палеография : учеб. пособие для гос. ун-тов и пед. ин-тов, Люблинская, А. Д., 1969
- Письмо и книга в Западной Европе в средние века : (лекции по латинской палеографии и кодикологии), Киселева, Л. И., 2003
- Русская палеография : учебник для вузов, Щепкин, В. Н., 1999
- Русское кириллическое письмо XI-XVIII вв. [Электронный ресурс] : учебное пособие / Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — 3-е изд. (эл.) - 978-5-7281-2221-0 - Чекунова А. Е. - 2019 - Москва: Российский государственный гуманитарный университет - https://ibooks.ru/bookshelf/362509 - 362509 - iBOOKS
- Славяно-русская палеография : [учебник], Соболевский А.И., Журавлев В.К., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Mueller, J. M., & Loewenstein, D. (2002). The Cambridge History of Early Modern English Literature. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=120313
- Orchard, A. (2005). L. C. LAMBDIN and R. T. LAMBDIN (eds), A Companion to Old and Middle English Literature. Pp. xi + 433. Westport, CT: Greenwood Press, 2002 (ISBN: 0 313 31054 8). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D22F4086
- Tilg, S. (2015). ‘Medieval Latin’ and ‘Neo-Latin’: Epochal Polarity or Stereotypical Terms? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED92A66C
- Адарюков, В. Я. Библиография русских типографских шрифтов / В. Я. Адарюков. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 144 с. — ISBN 978-5-507-31055-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/32059 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Безрукова, Е. А. Шрифты: шрифтовая графика : учебное пособие для вузов / Е. А. Безрукова, Г. Ю. Мхитарян ; под научной редакцией Г. С. Елисеенкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17587-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533362 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гапонова, Ж. К. История славянской письменности : учебно-методическое пособие / Ж. К. Гапонова. — Ярославль : , 2012. — 83 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154044 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Губерти, Н.В.. Материалы для Русской библиографии. Хронологическое обозрение редких и замечательных русских книг XVIII столетия напечатанных в России гражданским шрифтом 1725-1800. Вып.3-й. Прибавление к 1 и 2 выпускам : Электронная репродукция / Н.В. Губерти : Издательские архивы, 1891. — 893 с. — URL: https://book.ru/book/913000 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Немировский, Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта: 1491—2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы : сборник научных трудов / Е. Л. Немировский. — Москва : Языки славянских культур, 2009 — Том 1 : 1491—1550 — 2009. — 588 с. — ISBN 978-5-9551-0295-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136987 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Немировский, Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта: 1491—2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы : сборник научных трудов / Е. Л. Немировский. — Москва : Языки славянских культур, 2009 — Том 2 : Кн. 2. 1593—1600 — 2012. — 236 с. — ISBN 978-5-9551-0292-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136989 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Пищулина, О. Ю. История языка русской письменности : учебно-методическое пособие / О. Ю. Пищулина. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. — 178 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189844 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Толстов, Ф.А.. Палеографические снимки шрифтов с XV века по XVIII (числом 24) принадлежащие к обстоятельному описанию старопечатных книг славянских и российских хранящихся в библиотеке графа Федора Андреевича Толстова : Электронная репродукция / Ф.А. Толстов : Издательские архивы, 1829. — 37 с. — URL: https://book.ru/book/913554 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Яманова, Р. Р. Краткая история развития шрифта : учебное пособие / Р. Р. Яманова, В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева. — Казань : КНИТУ, 2018. — 88 с. — ISBN 978-5-7882-2456-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166161 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.