• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Машинное обучение и анализ больших данных

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Управление цифровым продуктом)
Направление: 38.04.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление цифровым продуктом
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части дисциплин программы "Управление цифровым продуктом" и направлен на формирование комплексного понимания современных технологий искусственного интеллекта и их практического применения в бизнесе.В рамках курса студенты познакомятся с ключевыми концепциями машинного обучения и глубокого обучения, освоят принципы работы с данными в ИИ-проектах, изучат классические и современные методы машинного обучения. Особое внимание уделяется практическим аспектам применения технологий искусственного интеллекта в бизнес-контексте.Курс сочетает теоретическую подготовку с практическим освоением инструментов и методов управления AI-проектами. Студенты научатся оценивать эффективность ИИ-решений и принимать обоснованные решения при внедрении технологий искусственного интеллекта в бизнес-среде.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины "Машинное обучение и анализ больших данных" является обучение студентов базовым навыкам использования машинного обучения и анализа данных и пониманию принципов реализации проектов, использующих технологии машинного обучения и ИИ при создании и развитии цифровых продуктов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет основы математики для анализа данных
  • Формулирует основные постановки задач и типы данных в машинном обучении
  • Применяет методы и модели решающих деревьев, простых нейронных сетей, xgboost, метода опорных векторов и демонстрирует навык их обучения
  • Описывает основные концепции и методы машинного обучения, применяемые при решении классификационных и регрессионных задач
  • Применяет методы кластеризации данных, сингулярного разложения, фактор-анализа, главных компонент
  • Объясняет основные подходы к построению моделей обучения с подкреплением
  • Описывает основные концепции нейронных сетей и методы их обучения в задачах анализа неструктурированных данных
  • Применяет основные используемые методы обработки текстов, изображений и видео
  • Оценивает применимости ИИ и ML-технологий для решения конкретных бизнес-задач.
  • Формулирует требования к данным для ИИ и ML-проектов.
  • Разрабатывает стратегии сбора и подготовки данных для машинного обучения.
  • Выбирает оптимальные методы и алгоритмы машинного обучения под специфику задачи.
  • Применяет понимание принципы работы и области применимости классических неглубоких моделей машинного обучения.
  • Применяет понимание принципов работы и области применения в бизнес-задачах глубоких моделей машинного обучения при обработке не структурированных данных.
  • Применяет понимание принципов и возможности применение методов векторного представления данных для бизнес-задач.
  • Применяет понимание принципов обработки текстов на естественном языке с помощью моделей глубокого обучения и больших языковых моделей и области применения этих решений в бизнес-задачах
  • Оценивает качество и эффективность ML-моделей.
  • Оценивает качество и эффективность моделей глубокого обучения.
  • Управляет жизненным циклом ИИ-проекта.
  • Применяет принципы формирования команды ИИ-проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы машинного обучения и больших данных
  • Обучение с учителем
  • Обучение без учителя
  • Неструктурированные данные
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа представляет из себя тест с вопросами закрытого типа. Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе Canvas LMS. Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе Canvas LMS; Войти на платформу Canvas LMS под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.; Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу Canvas LMS. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами по разрешению преподавателя. В случае долговременного нарушения связи с платформами MS Teams и Canvas LMS во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена
  • неблокирующий Групповой проект
    Выполнение группового проекта предусматривает построение моделей анализа реальных данных, выявление регулярных выражений, построение аналитических срезов и фильтров, выделение корреляций между срезами, отображение взаимосвязей и визуализацию итогов анализа в BI системе
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Аудиторная работа + 0.6 * Групповой проект + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9781838820046 - Lapan, Maxim - Deep Reinforcement Learning Hands-On : Apply Modern RL Methods to Practical Problems of Chatbots, Robotics, Discrete Optimization, Web Automation, and More, 2nd Edition - 2020 - Packt Publishing - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2366458 - nlebk - 2366458
  • Aman Kedia, & Mayank Rasu. (2020). Hands-On Python Natural Language Processing : Explore Tools and Techniques to Analyze and Process Text with a View to Building Real-world NLP Applications. Packt Publishing.
  • Dipanjan Sarkar. (2019). Text Analytics with Python : A Practitioner’s Guide to Natural Language Processing: Vol. Second edition. Apress.
  • Yang, X.-S. (2019). Introduction to Algorithms for Data Mining and Machine Learning. Academic Press.
  • Маккинни, У. Python и анализ данных / У. Маккинни , перевод с английского А. А. Слинкина. — 2-ое изд., испр. и доп. — Москва : ДМК Пресс, 2020. — 540 с. — ISBN 978-5-97060-590-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131721 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Рашка, С. Python и машинное обучение: крайне необходимое пособие по новейшей предсказательной аналитике, обязательное для более глубокого понимания методологии машинного обучения : руководство / С. Рашка , перевод с английского А. В. Логунова. — Москва : ДМК Пресс, 2017. — 418 с. — ISBN 978-5-97060-409-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100905 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 9781789958294 - Raschka, Sebastian; Mirjalili, Vahid - Python Machine Learning : Machine Learning and Deep Learning with Python, Scikit-learn, and TensorFlow 2, 3rd Edition - 2019 - Packt Publishing - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2329991 - nlebk - 2329991
  • Aurélien Géron. (2019). Hands-On Machine Learning with Scikit-Learn, Keras, and TensorFlow : Concepts, Tools, and Techniques to Build Intelligent Systems: Vol. Second edition. O’Reilly Media.
  • Nandy, A., & Biswas, M. (2018). Reinforcement Learning : With Open AI, TensorFlow and Keras Using Python. [Berkeley, CA]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1651811
  • Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение - 978-5-496-03068-7 - Плас Дж. Вандер - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/356721 - 356721 - iBOOKS
  • Wei-Meng Lee. 2019. Python Machine Learning. John Wiley & Sons, Incorporated
  • Шарден, Б. Крупномасштабное машинное обучение вместе с Python : учебное пособие / Б. Шарден, Л. Массарон, А. Боскетти , перевод с английского А. В. Логунова. — Москва : ДМК Пресс, 2018. — 358 с. — ISBN 978-5-97060-506-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105836 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Бекларян Армен Левонович
  • Яковлева Наталия Вадимовна