Бакалавриат
2024/2025
Церковь в Византийской империи: эпоха Вселенских соборов
Статус:
Курс обязательный (Христианский Восток)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Лурье Вадим Миронович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Эпоха Вселенских соборов начинается раньше собственно Византийской империи и заканчивается позже последнего из семи Вселенских соборов: в 325 году, когда собрался Первый Вселенский собор, империя была еще Римская, а последним Вселенским собором в Византии считали Константинопольский собор 879–880 годов, который нередко называли Восьмым Вселенским (он установил и список из семи Вселенских соборов). Курс будет посвящен византийской церкви в хронологических пределах с IV по IX век и в географических пределах империи Ромеев (с учетом изменения границ в эти века). Церковь предполагается рассматривать только в трех аспектах: церковной истории в узком смысле слова, истории богословской мысли и истории аскетических движений и учений. Остальные важнейшие аспекты, как, например, богослужение и церковное искусство, окажутся без рассмотрения, но при этом агиография будет хотя и не систематически, но постоянно привлекаться для изложения церковной истории и истории монашества.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с различными формами христианства и различными церковными образованиями, существовавшими на христианском Востоке в течение «византийского тысячелетия».
- Знакомство с основными богословскими идеями этого периода, а также историей соответствующих догматических споров.
- Знакомство с аскетическими учениями и историей аскетических движений соответствующего периода.
- Знакомство с принципами отражения событий церковной истории, догматических споров и аскетических учений в памятниках агиографии.
- Формирование представления о христианском Востоке как о цивилизационном единстве, существовавшем поверх культурных и религиозных различий.
Планируемые результаты обучения
- Формирование представлений об основных богословских проблемах, которые решало христианское богословие, и об основных из предлагавшихся исторически вариантах их разрешения.
- Знакомство с техниками использования агиографических произведений и соответствующих культов в качестве инструментов церковной политики разного уровня — от государственного до приходского или монастырского.
- Формирование представления о различных логических подходах к изложению христианского богословия и об истории философских представлений, востребованных разными вариантами христианского богословия.
- • Общее представление об истории христианской экзегезы.
- Знание церковной истории христианского Востока в пределах «византийского тысячелетия» в ее отношении к светской истории соответствующих обществ и государств.
- Формирование представлений о спорных и неясных проблемах церковной истории как о потенциальных целях будущих исследований (которые, возможно, привлекут кого-то из слушателей в их будущей профессиональной деятельности).
- Общее знакомство с источниковедением истории христианских церквей и христианских учений.
- Знакомство с основными богословскими идеями этого периода, а также историей соответствующих догматических споров.
- Знакомство с историей христианских аскетических учений и христианских аскетических практик.
Содержание учебной дисциплины
- Церковь в Византийской империи: эпоха Вселенских соборов. Введение
- Период двух первых вселенских соборов (IV в.)
- Эпоха Халкиндонского собора и «Энотикона» Зинона.
- Распространение христианства на Кавказе.
- Эпоха Юстиниана.
- Седьмой век — век радикальных изменений
- Иконопочитание и иконоборчество в Византии.
- Эпоха патриарха Фотия и ее продолжение.
- Аскетика, «мессалианство» и Proklus-Renaissance. Паламизм.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 2 модуль1 * Эссе
- 2024/2025 учебный год 4 модуль1 * Экзамен