• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Церковь в Византийской империи: эпоха Вселенских соборов

Статус: Курс обязательный (Христианский Восток)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Эпоха Вселенских соборов начинается раньше собственно Византийской империи и заканчивается позже последнего из семи Вселенских соборов: в 325 году, когда собрался Первый Вселенский собор, империя была еще Римская, а последним Вселенским собором в Византии считали Константинопольский собор 879–880 годов, который нередко называли Восьмым Вселенским (он установил и список из семи Вселенских соборов). Курс будет посвящен византийской церкви в хронологических пределах с IV по IX век и в географических пределах империи Ромеев (с учетом изменения границ в эти века). Церковь предполагается рассматривать только в трех аспектах: церковной истории в узком смысле слова, истории богословской мысли и истории аскетических движений и учений. Остальные важнейшие аспекты, как, например, богослужение и церковное искусство, окажутся без рассмотрения, но при этом агиография будет хотя и не систематически, но постоянно привлекаться для изложения церковной истории и истории монашества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с различными формами христианства и различными церковными образованиями, существовавшими на христианском Востоке в течение «византийского тысячелетия».
  • Знакомство с основными богословскими идеями этого периода, а также историей соответствующих догматических споров.
  • Знакомство с аскетическими учениями и историей аскетических движений соответствующего периода.
  • Знакомство с принципами отражения событий церковной истории, догматических споров и аскетических учений в памятниках агиографии.
  • Формирование представления о христианском Востоке как о цивилизационном единстве, существовавшем поверх культурных и религиозных различий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование представлений об основных богословских проблемах, которые решало христианское богословие, и об основных из предлагавшихся исторически вариантах их разрешения.
  • Знакомство с техниками использования агиографических произведений и соответствующих культов в качестве инструментов церковной политики разного уровня — от государственного до приходского или монастырского.
  • Формирование представления о различных логических подходах к изложению христианского богословия и об истории философских представлений, востребованных разными вариантами христианского богословия.
  • • Общее представление об истории христианской экзегезы.
  • Знание церковной истории христианского Востока в пределах «византийского тысячелетия» в ее отношении к светской истории соответствующих обществ и государств.
  • Формирование представлений о спорных и неясных проблемах церковной истории как о потенциальных целях будущих исследований (которые, возможно, привлекут кого-то из слушателей в их будущей профессиональной деятельности).
  • Общее знакомство с источниковедением истории христианских церквей и христианских учений.
  • Знакомство с основными богословскими идеями этого периода, а также историей соответствующих догматических споров.
  • Знакомство с историей христианских аскетических учений и христианских аскетических практик.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Церковь в Византийской империи: эпоха Вселенских соборов. Введение
  • Период двух первых вселенских соборов (IV в.)
  • Эпоха Халкиндонского собора и «Энотикона» Зинона.
  • Распространение христианства на Кавказе.
  • Эпоха Юстиниана.
  • Седьмой век — век радикальных изменений
  • Иконопочитание и иконоборчество в Византии.
  • Эпоха патриарха Фотия и ее продолжение.
  • Аскетика, «мессалианство» и Proklus-Renaissance. Паламизм.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    1 * Эссе
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    1 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вселенские соборы, Карташев, А. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kaegi, W. E. (2002). Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261 (Book). Journal of Near Eastern Studies, 61(4), 293. https://doi.org/10.1086/469053

Авторы

  • Лезов Сергей Владимирович
  • Хомченкова Варвара Валентиновна