Бакалавриат
2024/2025
Международные стратегические коммуникации и GR
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения)
Направление:
41.03.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент международных отношений
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
48
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Михневич Сергей Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Успешное продвижение интересов экономических операторов как на международной арене, так и внутри страны требует налаживания эффективного взаимодействия не только с экономическими операторами, но и с такими акторами как органы власти и общественность, не принимающими непосредственного участия в рыночных отношениях. Эта задача обуславливает необходимость владения широким инструментарием лоббизма, учитывающего особенности среды и объектов соответствующей деятельности. В этой связи для экономических операторов приобретает особую актуальность создание действенных подразделений, обеспечивающих стратегические коммуникации и взаимодействие с органами власти (GR), способствующие достижению целей бизнеса. Соответственно, растет спрос на сотрудников, обладающих соответствующими навыками и компетенциями, формированию которых способствует прохождение обучения по дисциплине «Международные стратегические коммуникации и GR».
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины «Международные стратегические коммуникации и GR» - формирование целостного представления об особенностях деятельности по продвижению интересов на национальной и международной арене с использованием средств лоббизма таких как стратегические коммуникации и GR. В рамках курса на примере конкретных кейсов и организаций рассматриваются основные теоретические подходы к лоббистской деятельности, выявляются базовые элементы лоббистской деятельности, включая механизмы и инструменты, анализируются особенности объектного и субъектного статуса лоббизма, выделяются основные составные части лоббистской стратегии и организации деятельности бизнеса, анализируется регулирование лоббизма в иностранных юрисдикциях и выявляются возможности для продвижения интересов в ведущих институтах глобального и регионального управления.
Планируемые результаты обучения
- Понимает специфику и знает основные элементы и факторы лоббизма и различных аспектов деятельности по продвижению интересов. Понимает ключевые теоретические концепции лоббистской деятельности.
- Выделяет ключевые особенности и типы субъектов и объектов лоббистской деятельности
- Способен составить проект лоббистской стратегии с учетом отраслевой специфики и условий реализации конкретного проекта, а также инструментария различных аспектов лоббистской деятельности, в том числе стратегических коммуникаций
- Способен составить план проведения мероприятия по адвокатированию, а также письменно сформулировать предложения, обеспечивающие достижение и закрепление целей лоббистской деятельности
- Понимает принципы и структурные формы организации лоббистской деятельности в компаниях, понимает необходимость и особенности учета приоритетов и условий лоббистской деятельности в зарубежных юрисдикциях
- Понимает системные и национальные особенности регулирования лоббистской деятельности в ключевых иностранных юрисдикциях
- Понимает особенности развития и функционирования ведущих многосторонних форматах, а также средств коммуникации, фиксации и операционализации результатов лоббистской деятельности в работе многосторонних форматов
- Понимает в целом, каким образом и через какие инструменты государство продвигает свои интересы за рубежом, как с этим могут взаимодействовать частные игроки
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в предмет
- Тема 2. Субъектный и объектный статус лоббизма
- Тема 3. Стратегия лоббистской деятельности
- Тема 4. Практическое измерение лоббирования: Событийный менеджмент (event-management) как элемент стратегических коммуникаций и адвокатирования, и основы подготовки документов: карты стейкхолдеров и фиксация позиций
- Тема 5. Организация лоббистской деятельности в бизнесе
- Тема 6. Регулирование лоббизма и отношений с органами власти за рубежом: двусторонние институты международного сотрудничества.
- Тема 7. Регулирование лоббизма и отношений с органами власти за рубежом: многосторонние институты международного сотрудничества.
- Тема 8. Лоббирование с использованием государственных институтов
- Финальный семинар: презентация проектной работы
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.4 * Активность + 0.4 * Проектная работа + 0.2 * Экзамен (писменный)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 20077 - П.Толстых - GR: Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования - 9785961438000 - Альпина ПРО - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20077
Рекомендуемая дополнительная литература
- Pat Libby and Associates. (2011). The Lobbying Strategy Handbook : 10 Steps to Advancing Any Cause Effectively. Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1236041