• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Ханмун и вэньянь

Статус: Курс обязательный (Язык, словесность и культура Кореи)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Классический китайский язык является основным инструментом для изучения и работы над вьетнамскими летописными источниками, документами и литературными текстами, поскольку создает лингвистический, культурный и исторический контекст, без понимания которого невозможно изучение письменного наследия Вьетнама и других стран региона, созданного с древности и до начала XX в. Важнейшей для филолога-востоковеда формой древнекитайского языка явля¬ется язык т. н. «классического» периода (V-III вв. до н. э.), в который были созданы основные канонические тексты китайской философии — конфуцианской («Лунь юй», «Мэн-цзы») и даосской («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы»). Не менее важным является и знакомство с языковыми памятниками династии Западная Хань (II в. до н. э. - I в. н. э.), когда в имперском Китае начинается размежевание между живым и литературным языком, постепенное оформление вэньяня — особой формы письменного языка, ориентированной на имитацию языковых норм древнекитай¬ских канонов. Вэньянь использовался в Китае и Вьетнаме (наряду с письменностью «тьы ном») как официальный письменный язык вплоть до начала XX в.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентом основными структурными особенностями древнекитайского языка, позволяющее ему ориентироваться в чтении классических текстов на китайском литературном языке
  • овладение студентом основ¬ны¬ми структурными особенностями древнекитайского языка, позволяющее ему ориен¬тироваться в чтении текстов на древнекитайском литературном языке
  • комплексное изучение языка основных памятников классической древнекитайской литературы философского, исторического и поэтического жанров с V в. до н. э. по III в. н. э.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать и понимать особенности древнекитайского текста, выполненного в жанре ритуальной эпиграфики
  • владеть терминологией и аналитическими навыками для интерпретации древнекитайских текстов
  • Знакомство с особенностями исторического развития древнекитайского языка. Знакомство с методикой интерполяций и искажений в текстах первоисточников.
  • Знакомство с проблематикой анализа исторических памятников эпохи Чжаньго. Освоение навыков чтения, глоссирования, буквального перевода отрывков из «Цзо чжуань», «Го юй» и «Чжань го цэ» с привлечением материалов толковых (китайско-китайских) словарей, со¬вре¬менных комментариев, контекстного анализа.
  • Знакомство с проблематикой анализа классических даосских текстов. Освоение навыков чтения, глоссирования, буквального перевода отрывков из «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» с привлечением материалов толковых (китайско-китайских) словарей, со¬вре¬менных комментариев, контекстного анализа.
  • Знакомство с проблематикой анализа раннеконфуцианских текстов. Освоение навыков чтения, глоссирования, буквального перевода отрывков из «Лунь юй» и «Мэн-цзы» с привлечением материалов толковых (китайско-китайских) словарей, со¬вре¬менных комментариев, контекстного анализа.
  • Знакомство с проблематикой анализа социально-политических трактатов III в. до н. э. Освоение навыков чтения, глоссирования, буквального перевода отрывков из «Люй ши чуньцю» и «Хань Фэй-цзы» с привлечением материалов толковых (китайско-китайских) словарей, со¬вре¬менных комментариев, контекстного анализа.
  • знать основные характеристики раннекитайской грамматики
  • использовать справочную литературу, а также приобретенные на лекциях и семинарах знания для всестороннего анализа и комментирования источников
  • сопоставлять и критически анализировать данные различных типов источников
  • уметь работать со словарями китайского языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Вводное занятие.
  • Тема 2. Фонологическая система классического древнекитайского языка
  • Тема 3. Памятники, написанные на классическом языке (V-III вв. до н. э. ).
  • Тема 4. Грамматические особенности текстов классического периода
  • Тема 5. Языковые особенности памятников классического периода
  • Тема 6. Китайские словари Шовэнь цзецзы, Эръя, Шимин
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.5 * Активность + 0.5 * Устный опрос
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.5 * Активность + 0.5 * Устный опрос
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    0.5 * Активность + 0.5 * Устный опрос
  • 2026/2027 учебный год 4 модуль
    0.5 * Активность + 0.5 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Вигасин, А. А., 2003
  • Китайский язык. Полный курс перевода : учебник, Щичко, В. Ф., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Китайско-русский словарь-минимум : свыше 15 000 наиболее употребимых слов, Васильева, С. Г., 2010

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Чеснокова Наталия Алексеевна