Бакалавриат
2024/2025
Ханмун и вэньянь
Статус:
Курс обязательный (Язык, словесность и культура Кореи)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
140
Программа дисциплины
Аннотация
Классический китайский язык является основным инструментом для изучения и работы над вьетнамскими летописными источниками, документами и литературными текстами, поскольку создает лингвистический, культурный и исторический контекст, без понимания которого невозможно изучение письменного наследия Вьетнама и других стран региона, созданного с древности и до начала XX в. Важнейшей для филолога-востоковеда формой древнекитайского языка явля¬ется язык т. н. «классического» периода (V-III вв. до н. э.), в который были созданы основные канонические тексты китайской философии — конфуцианской («Лунь юй», «Мэн-цзы») и даосской («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы»). Не менее важным является и знакомство с языковыми памятниками династии Западная Хань (II в. до н. э. - I в. н. э.), когда в имперском Китае начинается размежевание между живым и литературным языком, постепенное оформление вэньяня — особой формы письменного языка, ориентированной на имитацию языковых норм древнекитай¬ских канонов. Вэньянь использовался в Китае и Вьетнаме (наряду с письменностью «тьы ном») как официальный письменный язык вплоть до начала XX в.
Цель освоения дисциплины
- овладение студентом основными структурными особенностями древнекитайского языка, позволяющее ему ориентироваться в чтении классических текстов на китайском литературном языке
- овладение студентом основ¬ны¬ми структурными особенностями древнекитайского языка, позволяющее ему ориен¬тироваться в чтении текстов на древнекитайском литературном языке
- комплексное изучение языка основных памятников классической древнекитайской литературы философского, исторического и поэтического жанров с V в. до н. э. по III в. н. э.
Планируемые результаты обучения
- анализировать и понимать особенности древнекитайского текста, выполненного в жанре ритуальной эпиграфики
- владеть терминологией и аналитическими навыками для интерпретации древнекитайских текстов
- Знакомство с особенностями исторического развития древнекитайского языка. Знакомство с методикой интерполяций и искажений в текстах первоисточников.
- Знакомство с проблематикой анализа исторических памятников эпохи Чжаньго. Освоение навыков чтения, глоссирования, буквального перевода отрывков из «Цзо чжуань», «Го юй» и «Чжань го цэ» с привлечением материалов толковых (китайско-китайских) словарей, со¬вре¬менных комментариев, контекстного анализа.
- Знакомство с проблематикой анализа классических даосских текстов. Освоение навыков чтения, глоссирования, буквального перевода отрывков из «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» с привлечением материалов толковых (китайско-китайских) словарей, со¬вре¬менных комментариев, контекстного анализа.
- Знакомство с проблематикой анализа раннеконфуцианских текстов. Освоение навыков чтения, глоссирования, буквального перевода отрывков из «Лунь юй» и «Мэн-цзы» с привлечением материалов толковых (китайско-китайских) словарей, со¬вре¬менных комментариев, контекстного анализа.
- Знакомство с проблематикой анализа социально-политических трактатов III в. до н. э. Освоение навыков чтения, глоссирования, буквального перевода отрывков из «Люй ши чуньцю» и «Хань Фэй-цзы» с привлечением материалов толковых (китайско-китайских) словарей, со¬вре¬менных комментариев, контекстного анализа.
- знать основные характеристики раннекитайской грамматики
- использовать справочную литературу, а также приобретенные на лекциях и семинарах знания для всестороннего анализа и комментирования источников
- сопоставлять и критически анализировать данные различных типов источников
- уметь работать со словарями китайского языка
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Вводное занятие.
- Тема 2. Фонологическая система классического древнекитайского языка
- Тема 3. Памятники, написанные на классическом языке (V-III вв. до н. э. ).
- Тема 4. Грамматические особенности текстов классического периода
- Тема 5. Языковые особенности памятников классического периода
- Тема 6. Китайские словари Шовэнь цзецзы, Эръя, Шимин
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.5 * Активность + 0.5 * Устный опрос
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.5 * Активность + 0.5 * Устный опрос
- 2025/2026 учебный год 4 модуль0.5 * Активность + 0.5 * Устный опрос
- 2026/2027 учебный год 4 модуль0.5 * Активность + 0.5 * Устный опрос
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Вигасин, А. А., 2003
- Китайский язык. Полный курс перевода : учебник, Щичко, В. Ф., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Китайско-русский словарь-минимум : свыше 15 000 наиболее употребимых слов, Васильева, С. Г., 2010