Бакалавриат
2024/2025
Этическое регулирование медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Этические проблемы, возникающие в социуме в связи с использованием цифровых и компьютерных технологий, в последние десятилетия привлекают внимание ученых самых разных профилей современной науки. Особую (и очень широкую) сферу киберэтики составляют проблемы коммуникации в сети Интернет, в том числе этические стандарты работы различных медиаорганизаций и медиаперсон: редакций мультимедийных СМИ, онлайн-кинотеатров, дистанционных образовательных структур, разработчиков компьютерных игр и мобильных приложений, блогеров, цифровых фотографов и т.д. При всей очевидности того, что современные медиакоммуникации должны подчиняться определенным этическим регуляторам, само определение медиаэтики является крайне размытым и недостаточно четко сформулированным. В лучшем случае в отечественной литературе постулируется ее срединное положение между информационной, компьютерной, цифровой, киберэтикой; в худшем – ее осмысление сводится к осмыслению журналистской этики в ее мультимедийном варианте. В курсе «Этическое регулирование медиа» обрисовываются основы современного понимания этики цифровых медиа, обозначается разница интерпретационных подходов к понятию «медиаэтика», проводится водораздел между этикетом пользовательского поведения в сети и этикой профессионалов медиа, анализируются различные сферы медиаэтоса. Важный акцент ставится на знакомстве студентов с последними по времени работами отечественных и западных теоретиков, занимающихся осмыслением медиаэтоса.
Цель освоения дисциплины
- Формирование понимания этики как дисциплины и профессиональной этики в современном медийном пространстве.
- Изучение способов и механизмов этического регулирования журналистских и не-журналистских медиа.
- Рассмотрение сфер и направлений современной медиаэтики (этика профессионалов медиасферы и этика медиа-пользователей).
- Осмысление многообразия подходов к формированию этических кодексов в сфере медиакоммуникаций.
- Определение основных направлений этического регулирования в медиа и «болевых точек» медиаэтоса.
- Анализ этических коллизий, возникающие в сфере медиа с появлением новых технологий.
Планируемые результаты обучения
- Определяет и рефлексирует профессионально-этическую проблематику и «болевые этические точки» современной медиасреды.
- Владеет навыками этического анализа профессионального медиадискурса.
- Использует основные нормы, концепции и подходы при решении этических коллизий в профессиональной деятельности.
- Применяет положения основных кодексов медиаэтики в повседневной профессиональной практике.
- Руководствуется правилами и нормами этичного поведения в ситуациях профессионального взаимодействия.
- Визуализирует и описывает профессионально-этическую проблематику на основе технологий мультимедийного сторителлинга, создает медиапродукт с учетом требований современной медиаэтики.
Содержание учебной дисциплины
- Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
- Этика медиа: что происходит с журналистикой?
- Кодексы журналистской этики: история и современность
- Этика не-журналистских цифровых медиа
- Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
- Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
- Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
Элементы контроля
- Итоговый зачетный проект
- Семинары: активность и посещаемость
- ДебатыДля подготовки к дебатам студентам предлагается тема, которая представляет собой мнение/точку зрения, существующую в обществе или в научной литературе по какому-либо медиаэтическому вопросу. Студенты в составе команды готовят аргументы в поддержку либо против этого мнения/точки зрения со ссылками на существующие нормативные документы этического характера, научную литературу, отраслевые источники и реальные примеры из медиапрактики. На семинарском занятии студенты, выступающие в поддержку либо против данного мнения/точки зрения, участвуют в дискуссии, выдвигая свои аргументы и контраргументы. В каждой команде должен быть один спикер для представления главных аргументов; до двух «оппонентов», которые будут задавать вопросы команде, отстаивающей противоположную точку зрения; и до двух «защитников», которые будут отвечать на вопросы оппонентов. Каждая команда ставит перед собой задачу убедить остальных в своей точке зрения.
- Письменная работаНеобязательный элемент контроля. Выполнение – на усмотрение студента. Задание повышенной сложности. Преподаватель предоставляет научную статью с медиаэтической проблематикой. По условиям задания студенту необходимо резюмировать ключевые тезисы статьи и изложить собственное аргументированное мнение по затронутому в статье вопросу, подкрепив его ссылками на научные и отраслевые источники, а также примеры из медиапрактики. Объем – не более 4 страниц. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman, величина шрифта в тексте – 12 кегль, межстрочный интервал – 1,5. Сноски печатаются шрифтом Times New Roman – 10 кегль.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Дебаты + 0.4 * Итоговый зачетный проект + 0.2 * Письменная работа + 0.2 * Семинары: активность и посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- James, Carrie. Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap, MIT Press, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3339864 - ЭБС ProQuest Ebook Central - Academic Complete.
- Stephen J. A. Ward. (2013). Global Media Ethics : Problems and Perspectives. Wiley-Blackwell.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Clifford G. Christians, Mark Fackler, Kathy Brittain Richardson, & Peggy Kreshel. (2020). Media Ethics : Cases and Moral Reasoning. Routledge.
- Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
- Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
- Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / Г. В. Лазутина. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07482-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468727 (дата обращения: 27.08.2024).