Магистратура
2024/2025
Глубинное обучение
Статус:
Курс обязательный (Языковые технологии в бизнесе и образовании)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Калинин Александр Андреевич
Прогр. обучения:
Языковые технологии в бизнесе и образовании
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Глубинное обучение — один из самых последних и мощных подходов в машинном обучении. Курс предназначен для того, чтобы дать обзор области и познакомить студентов с подходами, моделями и архитектурами, связанными с глубоким обучением в задачах обработки естественного языка. В ходе курса студенты получат навыки создания и использования уже готовых глубоких нейронных сетей для решения различных задач, таких как анализ настроений, тематическое моделирование, создание диалоговых ботов, машинный перевод и многое другое. А также овладеют соответствующим понятийным аппаратом для понимания и использования в научной и практической деятельности.
Цель освоения дисциплины
- знание основных принципов глубокого обучения для АОТ
- умение использовать эти принципы при создании собственных систем АОТ
- владение существующими методами с применением глубокого обучения для АОТ
Планируемые результаты обучения
- Знает подходы и пайплайн решения NLP задач с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Владеет информацией об источниках информации и основных веб-ресурсах для работы с нейронными сетями.
- Владеет техниками обучения с нуля и использования предобученных моделей: word2vec (cbow, bag-of-words), glove, fasttext. Владеет техникой negative sampling, обучением представлений слов вместе с моделью
- Понимает устройство сверточных сетей для обработки текста, операций агрегации, структуру ванильных рекуррентных нейронных сетей. Умеет решать nlp-задачи с использованием CNN и RNN, LSTM. Может оценить качество на основе используемых метрик
- Владеет пониманием механизмов: multi-head attention, self-attention, маскирование, сглаживание в механизме внимания, positional encoding
- Понимает архитектуру transformer. Знает основные базовые модели на основе transformer. Ориентируется на ресурсе hugging face. Умеет пользоваться предобученными моделями
- Умеет использовать обученную модель для генерации изображений по описанию. Использовать Prompt-подход и его вариации. Понимает архитектуру и процесс обучения и дообучения диффузионных моделе
- Умеет использовать модели: GPT, BERT, T5 “из коробки”. Ориентируется в них. Может реализовывать перенос обучения в различных задачах, fine-tuning моделей
- Владеет следующими понятиями: функции активации, кросс-энтропия, градиентный спуск, алгоритм обратного распространения ошибки, многослойная нейронная сеть. Владеет методами визуализации результатов и оценкой качества обучения нейронной сети
- Понимает устройство и основные принципы использования и работы с dropout, batch normalization, layer normalization, residual connections, learning rate scheduling, Владеет подборкой гиперпараметров для повышения качества выхода нейронной сети
Содержание учебной дисциплины
- Введение в дисциплину
- Машинное обучение, глубокое обучение и Искусственный интеллект
- Элементы линейной алгебры в глубоком обучении
- Механика обучения
- Многослойный перцетрон
- Оценка качества модели
- Основы сверточных сетей
- Применение сверточных сетей
- Рекуррентные сети
- Дистрибутивная семантика
- Автоэнкодеры
- Sequence-to-Sequence модели
- Attention
- Transformer
- Большие языковые модели
- RLFH
- Графовые нейронные сети
- Диффузионные модели
Элементы контроля
- Домашнее заданиеДомашние задания представляют собой небольшие практические задания, которые выполняются студентами вне аудитории на основе практических занятий. Обычно представляют ноутбуки в формате .ipynb, в которых необходимо улучшить качество работы нейронной сети. Оценка за домашнее задание выставляется по 10-балльной шкале.
- ТестИтоговый тест представляет собой тестовое задание, в ходе которого студент должен правильно ответить на максимальное количество вопросов. Дистанционное выполнение работы.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в форме беседы, в которой студенты должны продемонстрировать: 1) владение информацией о современных подходах к решению лингвистических задач методами на основе глубинного обучения, 2) знание процесса обучения и особенностей работы с нейронными сетями, 3) знание основных веб-сервисов и источников информации, упоминающихся в курсе.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Тест + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Huang, K., Hussain, A., Wang, Q.-F., & Zhang, R. (2019). Deep Learning: Fundamentals, Theory and Applications. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2029631
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гудфеллоу, Я. Глубокое обучение / Я. Гудфеллоу, И. Бенджио, А. Курвилль , перевод с английского А. А. Слинкина. — 2-е изд. — Москва : ДМК Пресс, 2018. — 652 с. — ISBN 978-5-97060-618-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107901 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Паттерсон, Д. Глубокое обучение с точки зрения практика / Д. Паттерсон, А. Гибсон. — Москва : ДМК Пресс, 2018. — 418 с. — ISBN 978-5-97060-481-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/116122 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.