2024/2025
Медиапсихологические исследования
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Джура Алексей Павлович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Медиапсихология предполагает изучение эмоциональных, когнитивных, поведенческих и социально-психологических феноменов, возникающих в обществе и у субъекта, погружённого в контекст современной медиакультуры. Она охватывает широкий круг вопросов и проблем: как личность меняется во взаимодействии с медиа? Как меняется коммуникация между людьми при наличии посредника в виде медиа? С какими вызовами в области психического здоровья мы сталкиваемся и будем вынуждены столкнуться, учитывая возрастающую степень влияния медиа на индивидуальную и социальную жизнь? Как медиа задействуют психологические механизмы для влияния на аудиторию? Научно-исследовательский семинар направлен на ознакомление с современными научными представлениями о психологических проблемах медиакоммуникаций, инструментами их диагностики и описания. Семинар позволит студентам выполнить научные работы по широкому кругу тем: от психологических эффектов медиавоздействия, включая формирование установок, настроений и стереотипов, до медиазависимости и медиабезопасности, психологии медиапотребления и даже трансформации роли традиционных психотерапевтических (и шире – помогающих) практик в контексте медиакультуры.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о проблемном поле медиапсихологии, её предметной области, принципах и направлениях исследований, а также о состоянии современной научной дискуссии вокруг предмета медиапсихологии.
- Освоить основные методы и методики исследования психологических эффектов массмедиа.
- Получить практический опыт проведения научных изысканий в области медиапсихологии.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит определения ключевых понятий медиапсихологии;
- Перечисляет основные проблемные области медиапсихологии;
- Формулирует идеи для проведения медиапсихологических исследований;
- Перечисляет методы проведения медиапсихологических исследований;
- Называет практические инструменты медиапсихологической культуры;
- Интерпретирует тексты медиапсихологических исследований;
- Решает задачи по идентификации психологических медиаэффектов и процессов в конкретном фактическом материале;
- Обсуждает проблемы медиапсихологических исследований;
- Доказывает валидность выбранных методов и методик для решения исследовательской задачи, поставленной в рамках выполнения исследования;
- Обобщает данные о теоретических подходах к определению предмета медиапсихологии;
- Переосмысляет теоретический базис медиапсихологии с учётом материала, полученного в результате собственных изысканий;
- Выдвигает гипотезы о новых тенденциях развития медиа в контексте психологических обстоятельств, феноменов и последствий взаимодействия личности и медиа;
- Проектирует инновационные инструменты изучения медиапсихологических феноменов и проблем.
Содержание учебной дисциплины
- Предметное поле медиапсихологии
- Методы медиапсихологии
- Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы
- Психология медиапроизводства и медиамаркетинга
- Психология медиамаркетинга и медиапотребления
- Психология медиакоммуникативного взаимодействия в отношении молодёжной аудитории
Элементы контроля
- АктивностьЭлемент контроля предполагает учёт вклада студента (в виде вербальной активности, интеллектуальной деятельности) в проведение занятий. Оценивается только на семинарах, не распространяется на лекционные занятия.
- Практическое заданиеГрупповое выступление по результатам выполнения домашнего либо аудиторного задания / индивидуальное выступление / выполнение письменного / устного задания преподавателя.
- ТестированиеПредполагает выполнение тестов, заранее сформированных в системе SmartLMS. Оценивание тестов производится автоматически.
- ИсследованиеПодготовка проекта исследования – центральная практическая и образовательная задача, которую решает Семинар. Задание в рамках ЭК проводится индивидуально, самостоятельно с доступом к регулярной обратной связи от преподавателя по каждому из структурных элементов исследования. Студенты пройдут весь цикл исследования от поиска темы в рамках предметной области до презентации результатов исследования. Исследование носит научно-прикладной характер (метод применяется к конкретному фактическому материалу).
- Критическое чтениеЭлемент контроля повышенной сложности. Выполнение – факультативно, на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанным текстам в программе Perusall. Задание повышенной сложности.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Активность + 0.3 * Исследование + 0.2 * Критическое чтение + 0.2 * Практическое задание + 0.1 * Тестирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Psychology of the media, Giles, D., 2010
- The Oxford handbook of media psychology, , 2013
- Медиапсихология : основные принципы, Винтерхофф - Шпурк, П., 2016
- Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
- Человек как субъект и объект медиапсихологии, Вартанова, Е. Л., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология телевизионной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Матвеева, Л. В., 2004