• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Медиапсихологические исследования

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Джура Алексей Павлович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Медиапсихология предполагает изучение эмоциональных, когнитивных, поведенческих и социально-психологических феноменов, возникающих в обществе и у субъекта, погружённого в контекст современной медиакультуры. Она охватывает широкий круг вопросов и проблем: как личность меняется во взаимодействии с медиа? Как меняется коммуникация между людьми при наличии посредника в виде медиа? С какими вызовами в области психического здоровья мы сталкиваемся и будем вынуждены столкнуться, учитывая возрастающую степень влияния медиа на индивидуальную и социальную жизнь? Как медиа задействуют психологические механизмы для влияния на аудиторию? Научно-исследовательский семинар направлен на ознакомление с современными научными представлениями о психологических проблемах медиакоммуникаций, инструментами их диагностики и описания. Семинар позволит студентам выполнить научные работы по широкому кругу тем: от психологических эффектов медиавоздействия, включая формирование установок, настроений и стереотипов, до медиазависимости и медиабезопасности, психологии медиапотребления и даже трансформации роли традиционных психотерапевтических (и шире – помогающих) практик в контексте медиакультуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о проблемном поле медиапсихологии, её предметной области, принципах и направлениях исследований, а также о состоянии современной научной дискуссии вокруг предмета медиапсихологии.
  • Освоить основные методы и методики исследования психологических эффектов массмедиа.
  • Получить практический опыт проведения научных изысканий в области медиапсихологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит определения ключевых понятий медиапсихологии;
  • Перечисляет основные проблемные области медиапсихологии;
  • Формулирует идеи для проведения медиапсихологических исследований;
  • Перечисляет методы проведения медиапсихологических исследований;
  • Называет практические инструменты медиапсихологической культуры;
  • Интерпретирует тексты медиапсихологических исследований;
  • Решает задачи по идентификации психологических медиаэффектов и процессов в конкретном фактическом материале;
  • Обсуждает проблемы медиапсихологических исследований;
  • Доказывает валидность выбранных методов и методик для решения исследовательской задачи, поставленной в рамках выполнения исследования;
  • Обобщает данные о теоретических подходах к определению предмета медиапсихологии;
  • Переосмысляет теоретический базис медиапсихологии с учётом материала, полученного в результате собственных изысканий;
  • Выдвигает гипотезы о новых тенденциях развития медиа в контексте психологических обстоятельств, феноменов и последствий взаимодействия личности и медиа;
  • Проектирует инновационные инструменты изучения медиапсихологических феноменов и проблем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предметное поле медиапсихологии
  • Методы медиапсихологии
  • Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы
  • Психология медиапроизводства и медиамаркетинга
  • Психология медиамаркетинга и медиапотребления
  • Психология медиакоммуникативного взаимодействия в отношении молодёжной аудитории
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Элемент контроля предполагает учёт вклада студента (в виде вербальной активности, интеллектуальной деятельности) в проведение занятий. Оценивается только на семинарах, не распространяется на лекционные занятия.
  • неблокирующий Практическое задание
    Групповое выступление по результатам выполнения домашнего либо аудиторного задания / индивидуальное выступление / выполнение письменного / устного задания преподавателя.
  • неблокирующий Тестирование
    Предполагает выполнение тестов, заранее сформированных в системе SmartLMS. Оценивание тестов производится автоматически.
  • неблокирующий Исследование
    Подготовка проекта исследования – центральная практическая и образовательная задача, которую решает Семинар. Задание в рамках ЭК проводится индивидуально, самостоятельно с доступом к регулярной обратной связи от преподавателя по каждому из структурных элементов исследования. Студенты пройдут весь цикл исследования от поиска темы в рамках предметной области до презентации результатов исследования. Исследование носит научно-прикладной характер (метод применяется к конкретному фактическому материалу).
  • неблокирующий Критическое чтение
    Элемент контроля повышенной сложности. Выполнение – факультативно, на усмотрение студента. Проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса. Письменная рефлексия по прочитанным текстам в программе Perusall. Задание повышенной сложности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Активность + 0.3 * Исследование + 0.2 * Критическое чтение + 0.2 * Практическое задание + 0.1 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Psychology of the media, Giles, D., 2010
  • The Oxford handbook of media psychology, , 2013
  • Медиапсихология : основные принципы, Винтерхофф - Шпурк, П., 2016
  • Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
  • Человек как субъект и объект медиапсихологии, Вартанова, Е. Л., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология телевизионной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Матвеева, Л. В., 2004

Авторы

  • Джура Алексей Павлович
  • Панасенко Юлия Владимировна