2024/2025
Исследования мифодизайна и вторичной реальности в массовой культуре
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Штейнман Мария Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Миф – важнейшее социокультурная матрица, которое определяет современную медиасферу. Различные мифологии (античная, скандинавская, славянская и др.). Миф и универсальные сюжеты. Миф и формирование картины мира. Структура мифа. Выявление ее в различных видах контента. Миф и дискурс. Миф, постправда и fake news. Различные подходы к мифу: К. Леви-Стросс, Р. Барт, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев. Миф и юнгианская психология: Дж. Кэмпбелл», Д. Фрэзер. Миф и скрытые механизмы управления сознанием: реализация в медиасреде. К.Пирсон, М. Марк: "Герой и бунтарь". Инструменты создания собственной мифологии и вторичной реальности. Эмпирическая база: Дж. Лукас "Звездные войны", "Бегущий по лезвию", сериалы «Игра престолов», «Ведьмак», «Мандалорец».
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов устойчивые знания основных подходов к пониманию и изучению мифа
- Сформировать развернутое представление о специфике мифодизайна в современной информационной среде
- Создать устойчивое представление о специфике создания и функционирования вторичной реальности – как в литературе, так и в различных типах медиа
- Сформировать навыки владения инструментарием мифодизайна и применения их как для анализа текстов (как в СМИ, так и в различных медиа), так и для создания (написания) своих собственных
- Сформировать комплекс аналитических умений по работе с деконструкциями мифа в различных типах текста
Планируемые результаты обучения
- Анализирует различные практики массовой культуры с помощью инструментов мифодизайна
- Владеет различными подходами к созданию вторичной реальности (Дж.Р.Р. Толкин и его три функции волшебных историй)
- Выявляет мифологемы и архетипы в рекламных, социальных и политических текстах
- Знает инструментарий мифодизайна в соответствии с: 1) теорией архетипов Дж Фрэзера 2) юнгианской теорией Дж. Кэмпбелла 3) структурализмом Р. Барта
- Знает основные определения мифа и различные подходы к нему
- Отличает интерпретации мифа Е.М. Мелетинского, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, Э. Кассирера, Р. Барта
- Создает собственные мифологические нарративы
- Умеет применять различные трактовки мифа к актуальным примерам медиаконтента
- Умеет применять этот инструментарий на практике (кинотексты, сериалы, комиксы)
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Феномен мифа: происхождение, определение, универсалии.
- Тема 2. Инструменты создания вторичной реальности.
- Тема 3. Практики мифодизайна в массовой культуре.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад-презентация + 0.4 * Творческий проект + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Золотая ветвь : исследование магии и религии, Фрэзер, Дж. Дж., 2003
- Мифический образ, Кэмпбелл, Д., 2004
- Мифологии, Барт, Р., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Seaman, D. (2012). The Art of the Hobbit by J. R. R. Tolkien. Booklist, 109(5), 11.
- Мифодизайн рекламы, Ульяновский, А. В., 1995