Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента"
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
1
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательские семинары на втором курсе программы «Медиакоммуникации» предназначены для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Настоящий курс – это втематический блок под названием «Методы исследования медиаконтента», который посвящен изучению направлений и методов анализа медиаконтента (количественным и качественным). Формы текущего контроля включают домашние задания (написание аналитической записки по итогам сбора данных, разработка исследовательских проектов).
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов со спецификой количественных и качественных методов исследования медиаконтента.
- Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии и инструментария для исследования медиаконтента.
- Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, работать с системами мониторинга СМИ «Public.ru» и «Factiva».
- Развить навыки научной дискуссии и презентации результатов исследования посредством обсуждения студенческих проектов в ходе их реализации.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит возможности и ограничения методов количественного исследования медиаконтента, ситуации их применения.
- Описывает основы фрейм-анализа.
- Представляет и защищает проект медиаисследования.
- Применяет метод контент-анализа.
- Применяет метод принципа построения выборки в медиа исследовании.
- Проектирует дизайн медиаисследования.
- Собрать данные по заданным параметрам.
- Формулирует специфику методов качественного исследования медиаконтента.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в медиаисследования
- Количественные методы анализа медиаконтента: контент-анализ
- Тренинг по кодированию текстов
- Презентация мини-проектов по контент-анализу
- Качественные методы анализа медиаконтента: фрейм-анализ
- Презентация научных статей по фрейм-анализу
- Презентация мини-проектов по фрейм-анализу
Элементы контроля
- Посещение занятий
- Коллективный проект по контент-анализу
- Презентация статьи по фрейм-анализу
- Коллективный проект по фрейм-анализу
- Индивидуальное задание
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.2 * Индивидуальное задание + 0.3 * Коллективный проект по контент-анализу + 0.3 * Коллективный проект по фрейм-анализу + 0.1 * Посещение занятий + 0.1 * Презентация статьи по фрейм-анализу
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Jane Stokes. (2012). How to Do Media and Cultural Studies. SAGE Publications Ltd.
- Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS - 978-5-7598-0486-4 - Крыштановский А. О. - 2007 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352901 - 352901 - iBOOKS
- Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил [Электронный ресурс] / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). - 978-5-7598-1469-6 - Радаев В. В. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382693 - 382693 - iBOOKS
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие, Ядов, В. А., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
- Marie-Laure Ryan, & Jan-Noël Thon. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. University of Nebraska Press.
- Аниськина, Н. В. Модели анализа рекламного текста : учебное пособие / Н. В. Аниськина, Т. Б. Колышкина. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 303 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-91134-675-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1010657
- Добреньков, В. И. Методы социологического исследования : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 768 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-018913-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2078369