Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар "Современные лингвистические школы и направления"
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данной дисциплины предполагается ознакомление студентов с основными тенденциями, определяющими развитие лингвистики в XXI в., и научными направлениями, складывающимися под их действием. Основное внимание уделяется проблемам междисциплинарного взаимодействия и возникновения интегративных исследовательских направлений на стыке лингвистики и психологии, социальных и естественных наук. Рассматриваются возможности лингвистики как средства решения актуальных общественно значимых задач. Изучается роль лингвистических школ в развитии и популяризации научного знания на современном этапе.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов с основными тенденциями в развитии современной лингвистики и сформировавшимися под их влиянием новыми направлениями исследований, датируемых XXI в.
- оказание помощи с выбором направления исследований в рамках выпускной квалификационной работы
- формирование представлений о возможностях междисциплинарного взаимодействия при проведении лингвистического исследования
- формирование представлений о роли лингвистики в решении актуальных социальных проблем
Планируемые результаты обучения
- владеть навыками отбора и критического анализа научной литературы по проблематике исследований научных школ
- Понимать принцип системности в организации языка и системного подхода при проведении лингвистических исследований; Знать особенности междисциплинарного подхода к проведению лингвистического исследования, уметь выстраивать исследовательский вектор с учетом приоритетности лингвистики Знать виды междисциплинарности (концептуальный и инструментальный) Понимать роль лингвистики в современном обществе, видеть возможность участия лингвистики в решении актуальных социальных задач
- знать особенности современных направлений, интегрирующих психологическое и лингвистическое знание; понимать принципы организации исследований в рамках данной парадигмы; уметь выстраивать психолого-лингвистическую перспективу учетом приоритетности лингвистики; уметь проводить собственные микроисследования в рамках соответствующего проблемного поля
- знать возможности лингвистики в решении актуальных социальных задач; понимать ответственность лингвистики за достоверность предоставляемого ей знания, критически относиться к попыткам возвеличивания или принижения того или иного языка; понимать роль эксперта-лингвиста в оценке негативных социальных явлений (диффамация, присвоение интеллектуальной собственности, межэтнические конфликты и т.п.)
- иметь представление о возможности интеграции лингвистики и естественных наук с учетом специфики соответствующих сфер знания; уметь оценивать эвристический потенциал естественнонаучных концепций для лингвистики; критически оценивать терминологические интервенции естественных наук в лингвистику
Содержание учебной дисциплины
- РАЗДЕЛ 1: Основные принципы и векторы развития современной лингвистики
- РАЗДЕЛ 2: Лингвистика и психология
- РАЗДЕЛ 4: Лингвистика и естественные наукиНекоторые темы могут выноситься на самостоятельное изучение при условии обеспечения студентов необходимыми материалами
- РАЗДЕЛ 3: Лингвистика и социальные наукиНекоторые из указанных направлений могут выноситься на самостоятельное изучение с условием обеспечения студентов необходимыми материалами
Элементы контроля
- Тесты / Домашние заданияСодержание тестов и/или домашнего задания определяется преподавателем, проводится минимум три единицы на оценивание. Возможность пересдачи ввиду болезни или иной уважительной причины определяется преподавателем, срок не позже 2 недель до сессии второго модуля.
- АктивностьВ оценивание активности входит присутствие студента на занятии и его участие в обсуждениях на семинаре. Присутствовал, участвовал: 1 балл из 1 балла максимум. Присутствовал, не участвовал: 0,4 балла из 1 балла максимум. Не присутствовал: 0 баллов из 1 балла максимум. Пример расчёта оценки. При общем количестве, например, в 14 семинаров, студент может набрать максимум 14 баллов. Если он присутствовал и отвечал на 10 парах, на 3 присутствовал без ответа и не был на 1 паре, оценка рассчитывается следующим образом по математической пропорции: – присутствовал, отвечал: 1 балл * 10 раз = 10 баллов активности – присутствовал, не отвечал: 0,4 балла * 3 раза = 1,2 балла активности – не присутствовал: 0 баллов * 1 раз = 0 баллов. Всего студент набрал 11,2 балла активности из 14 возможных. 14 возможных баллов активности = 10 баллов в итоге 11,2 набранных балла активности = Х отметка студента по активности Х = ( 11,2 * 10 ) / 14 = 8 баллов. Итоговая оценка студента по активности – 8 баллов из 10. Округление до единицы осуществляется строго от 0,6 и выше. Меньше 0,6 округляется в меньшую сторону. Таким образом, 7,56 – итог 7, а 7,6 и выше – итог 8.
- Проект (практический)В конце первого модуля (или в начале второго, на усмотрение преподавателя) студентам будет предложено выполнить групповой проект на практически направленную тему. Критерии оценивания обозначаются преподавателем в зависимости от предложенной группы тем.
- Проект (теоретический)В конце второго модуля студентам будет предложено подготовить групповой проект теоретического характера о направлениях лингвистики, не изученных в рамках курса.
- ОбзорСтудентам будут предложены темы для написания обзора по трём статьям датировки 2021-2024 гг.. Обзор может быть написан как индивидуально, так и в группах до 6 студентов. Объём статей с трёх увеличивается на одну с каждым последующим студентом.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Активность + 0.2 * Обзор + 0.2 * Проект (практический) + 0.2 * Проект (теоретический) + 0.2 * Тесты / Домашние задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A dictionary of sociolinguistics, Swann, J., 2004
- An introduction to sociolinguistics : society and identity, Deckert, S. K., 2011
- An introduction to sociolinguistics, Holmes, J., 2017
- Discovering sociolinguistics: from theory to practice, Smakman, D., 2018
- Hemlin, S., Allwood, C. M., & Martin, B. R. (2004). Creative Knowledge Environments : The Influences on Creativity in Research and Innovation. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114767
- Interdisciplinarity : reconfigurations of the social and natural sciences, , 2013
- Language in society : an introduction to sociolinguistics, Romaine, S., 2000
- Narrative theory. Vol.4: Interdisciplinarity, , 2004
- Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
- Robert Blackwood, & John Macalister. (2019). Multilingual Memories : Monuments, Museums and the Linguistic Landscape. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2230136
- Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412
- Sawyer, R. K. (2012). Explaining Creativity : The Science of Human Innovation (Vol. 2nd ed). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=433909
- Schmitz, U. (2018). Media Linguistic Landscapes. https://doi.org/10.21248/JFML.2018.5
- Sociolinguistics : theoretical debates, , 2016
- The Oxford handbook of interdisciplinarity, , 2010
- Undisciplining knowledge : interdisciplinarity in the twentieth century, Graff, H. J., 2015
- Uzzi, B., & Spiro, J. (2005). Collaboration and Creativity: The Small World Problem. American Journal of Sociology, 111(2), 447–504. https://doi.org/10.1086/432782
- Veale, T. (2012). Exploding The Creativity Myth : The Computational Foundations of Linguistic Creativity. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494648
- Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239
- Гендерная лингвистика : монография. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 380 с. — ISBN 978-5-9765-3852-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114371 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Савельева, Л. В. Лингвоэкология : учебник для вузов / Л. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08266-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474612 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Meaning and linguistic variation : the third wave in sociolinguistics, Eckert, P., 2018
- Sociolinguistics : the study of speaker's choices, Coulmas, F., 2013