Бакалавриат
2024/2025
История философии сер. XIX-XX вв. Часть 2
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Макеева Лолита Брониславовна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса рассматриваются философские учения и школы с середины XIX в. и первой половины XX в. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём этот процесс представлен не как перечень идей, но рассматривается в широком историко-культурном контексте. Рассмотрена специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке и проблема «модернизации». В курсе анализируются главным образом такие направления англо-американской философской мысли, как прагматизм, абсолютный идеализм и аналитическая философия, а также некоторые направления философии Австрии и Германии. Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин в образовательной программе «Философия» для бакалавриата.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в период с середины XIX до конца ХХ века в западной цивилизации, причём историко-философский процесс понимается не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте.
Планируемые результаты обучения
- Студенты демонстрируют углубленное знание основных направлений западной философской мысли середины XIX - XX вв.
- Студенты определяют ключевые проблемы в европейской и американской философии середины XIX - XX вв., критически анализируют и оценивают предлагаемые решения этих проблем.
- Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
- Студенты понимают специфику европейской и американской философии середины XIX - XX вв. в сравнении с предшествующими философскими традициями.
- Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 9. Прагматизм
- Тема 10. Неогегельянство
- Тема 11. Философия Ф. Брентано и А. Майнонга
- Тема 12. Реалистические течения конца XIX – начала ХХ века
- Тема 13. Эмпириокритицизм
- Тема 14. Философия логического анализа
- Тема 15. Логический позитивизм и постпозитивизм
- Тема 16. Философия лингвистического анализа
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- Письменный экзаменПисьменный экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов 2-го модуля (первый вопрос по теоретической части курса, второй – по первоисточникам), приведенном в настоящей программе, и длится 90 минут.
- ЭссеЭссе должно быть аргументированным ответом на один из вопросов, указанных в перечне тем эссе.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Письменный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Weinberg, J. R. (2013). An Examination of Logical Positivism. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677790
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
- История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для вузов / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511511 (дата обращения: 27.08.2024).
- Красиков, В. (2014). Американская Философия Классического Периода: Реализм И Прагматизм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.874C4333
- Легчилин, А. А., Румянцева, Т. Г., Барковский, П. В., Лещинская, И. И., Клецкова, И. М., Бобков, И. М., & Дудчик, А. Ю. (2015). История философии : учеб.-метод. пособие / А. А. Легчилин [и др.] ; под ред. А. А. Легчилина, И. И. Лещинской. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F49740EB
Рекомендуемая дополнительная литература
- Glock, H.-J., & Hyman, J. (2017). A Companion to Wittgenstein. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1444244
- Griffin, N. (2003). The Cambridge Companion to Bertrand Russell. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125031
- Robinson, H., & Dainton, B. (2013). The Bloomsbury Companion to Analytic Philosophy. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057762
- S. Devi. (2018). Outline of Logical Positivism. [N.p.]: EBH Publishers [India]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1934615
- Shook, J. R., & Margolis, J. (2006). A Companion to Pragmatism. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147345
- SIMONS, P. (2013). Metaphysics in Analytic Philosophy ; The Oxford HAndbook of the History of Analytic Philosophy. Ireland, Europe: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9641D62C
- Wahl, R. (2018). The Bloomsbury Companion to Bertrand Russell. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1868020