Бакалавриат
2024/2025
Теории эволюции
Статус:
Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление:
06.03.01. Биология
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Существует несколько эволюционных теорий, объясняющих механизмы, лежащие в основе эволюционных процессов. В данный момент наиболее общепринятой является синтетическая теория эволюции (СТЭ), являющаяся синтезом классического дарвинизма и популяционной генетики. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Теории эволюции», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Профессиональный цикл» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой профильной части. Осваивается на 3 курсе в 1-2 модулях. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплины «Структурная и эволюционная ботаника», «Зоология беспозвоночных животных», «Зоология позвоночных животных», «Физиология растений», «Физиология животных и человека». Основные положения дисциплины «Теории эволюции» будут использоваться в рамках изучения дисциплин «Современные методы биотехнологии», «Эволюционная биология развития» и др., а также при прохождении практик на 3-4 курсах образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины
- выработать у студентов навыки в познании причин и общих закономерностей исторического развития живой материи. ознакомить студентов с современными представлениями о возникновении жизни на Земле.
- изучение механизмов эволюционных преобразований.
- теоретическое изучение основных проблем эволюционной науки.
- экспериментальное изучение всех звеньев эволюционного процесса, начиная с изменчивости популяций и заканчивая видообразованием.
Планируемые результаты обучения
- Знание системности и организованности жизни.
- Знание истории развития эволюционной идеи в биологии, основ креационизма, принципов корреляции, учения о типах животных, теории катастроф.
- Изучение эволюции органов и функций.
- Изучить теорию нейтральности молекулярной эволюции, концепцию молекулярных часов, роль генных дупликаций в эволюции.
- Изучить формы отбора на уровне генотипа (против доминантного аллеля, против рецессивного аллеля, при отсутствии доминирования, против гетерозигот, в пользу гетерозигот, частотно-зависимый) и формы отбора на фенотипическом уровне (стабилизирующий, движущий, дизруптивный).
- Освоение главных направлений эволюционного процесса по А.Н. Северцову: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, ценогенез; направления адаптациоморфоза по И.И Шмальгаузену: ароморфоз, алломорфоз, гиперморфоз, теломорфоз, катаморфоз, гипоморфоз и биогенетического закона Геккеля-Мюллера и теория филоэмбриогенеза А.Н. Северцова (архалаксис, девиация, анаболия).
- Освоение истории развития концепции "вид" в биологии, критериев вида и проблем его реальности, роли гибридизации в видообразовании.
- Освоение основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина, учения Дарвина об искусственном отборе.
- Освоение основных уровней организации жизни (молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический); их взаимосвязи и соотношения.
- Освоение эволюционных преобразований, как необходимого условия существования жизни на Земле.
- Осознать место человека в зоологической системе.
- Развить представление о происхождении человека.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История развития эволюционной идеи в биологии.
- Тема 2. Разнообразие форм живых организмов.
- Тема 3. Эволюционная теория Ч. Дарвина.
- Тема 4. Дальнейшее развитие эволюционной теории.
- Тема 5. Биологическая эволюция как объективный процесс.
- Тема 6. Вид и видообразование.
- Тема 7. Микроэволюция.
- Тема 8. Закономерности эволюции биологических макромолекул.
- Тема 9. Проблемы антропогенеза.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Контрольная работа 1 + 0.4 * Контрольная работа 2 + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дарвин, Ч. Р. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч. Р. Дарвин ; переводчик К. А. Тимирязев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 445 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06675-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412219 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Северцов, А. С. Теории эволюции : учебник для академического бакалавриата / А. С. Северцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07288-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434061 (дата обращения: 28.08.2023).