• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Медиаэкономика

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 40
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Медиаэкономика» посвящена изучению медиа как индустрии и рынка. В рамках курса студенты изучают основные понятии экономики массмедиа, учатся анализировать медиа компании и медиа отрасль с точки зрения экономических и деловых процессов, знакомятся со спецификой медиа продукта и источниками дохода медиакомпаний. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлениюподготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется с применением дистанционных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления.
  • Познакомить студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиарынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии).
  • Сформировать у студентов представления об основных функциях и ролях рекламы, видах современной рекламы и средствах ее распространения, изучить зарубежный, а также отечественный опыт функционирования рекламного рынка, его экономические, национальные и культурные особенности, проанализировать правовые основы функционирования рекламной деятельности в разных странах.
  • Обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать понимание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает виды конкуренции СМИ
  • Знает основные модели доставки телевизионного сигнала
  • Знает основные российские и иностранные медиаконцерны
  • Знает основные стратегии
  • Знает понятие медиарынка и понимает роль медиа в современной экономике
  • Знает типы издержек предприятия
  • Знает устройство медийной экосистемы
  • Использует базовые операции программы "Microsoft Excel"
  • Определяет вид издержек предприятия
  • Осознает гибридность медиапродукта
  • Понимает особенности крупных медиаконцернов
  • Понимает особенности системы непрямой государственной поддержки
  • Понимает суть сдвоенности медиарынка
  • Проводит корреляционный анализ и строит тренды
  • Различает виды концентрации медиабизнеса
  • Рассчитывает погрешности аудиторных показателей
  • Строит графики, круговые диаграммы, столбиковые диаграммы, диаграммы рассеяния
  • Строит позиционные карты СМИ
  • Строит простейшие прогнозные модели поведения аудитории
  • Выделяет особенности культурного продукта
  • Понимает действие экономики масштабов производства медиапредприятия
  • Понимает особенности государственной поддержки медиаорганизаций в развитых странах Запада
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика медиа как товара и медиаиндустрии в целом, основные понятия медиаэкономики
  • Медиарынок
  • Регулирование медиарынков
  • Бизнес-модели медиа
  • Издержки в медиаэкономике
  • Эластичность в медиаэкономике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Учебный дневник по материалам лекций
  • неблокирующий Тест по материалам лекций
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Посещение семинарских занятий
    За каждое посещение занятий семинарист выставляет баллы. Баллы могут быть увеличены, если студент на занятиях активно участвовал в обсуждении и выполнял предложенные задания.
  • неблокирующий Домашняя контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Групповой проект + 0.2 * Домашняя контрольная работа + 0.1 * Посещение семинарских занятий + 0.2 * Тест по материалам лекций + 0.2 * Учебный дневник по материалам лекций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dwyer, P. (2019). Understanding Media Production. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1983415
  • Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. - Статистический анализ данных в MS Excel - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - ISBN: 978-5-16-004579-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=423653
  • Ларионов И.К., Сильвестров С.Н. - Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие - Дашков и К - 2017 - ISBN: 978-5-394-01397-3 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=100988

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы медиабизнеса : учебник / под редакцией Е. Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-7567-0724-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68801 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Адемукова Надежда Владимировна
  • Панасенко Юлия Владимировна
  • Федорова Ксения Александровна
  • Белюга Татьяна Сергеевна