• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Искусство XIX века

Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе лекций рассматриваются основные направления развития искусства в Европе. Курс освещает историю архитектуры, скульптуры и живописи Франции, Великобритании, немецких и австрийских земель. Временные рамки курса определяются переломными событиями истории и охватывают период с 1789 по 1890-е годы. Для искусства данной эпохи характерно необычайное разнообразие, окончательный распад стилевого единства и поиски оригинальности. Основные проблемы: пересмотр отношения к классическому наследию и природе, обращение к национальным корням и современности, интерес к мистике и иррациональному, познание бесконечности универсума и пантеизм сознания, социальная направленность искусства и сложение концепции «искусства для искусства», изменения в жанровой иерархии, поиск новых средств выразительности. Меняется положение художника в социуме и его самоидентификация, отношение общества к искусству и его создателям. В курс включен материал, раскрывающий специфику как общеевропейских процессов в развитии пространственных искусств, так и материал, иллюстрирующий внутри национальные движения. В результате обучения у студента формируется целостная картина развития искусства данного периода в контексте исторических, культурных и сугубо профессиональных обстоятельств. Освоение многомерности и полноты картины предполагает точное знание терминологии, истории, движений и художественных группировок, биографии главных художников и основных памятников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов умение анализировать наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве XIX века
  • Дать представление об основных направлениях в искусстве XIX века, неоднородности и нелинейности развития
  • Сформировать у студентов умение видеть и понимать искусство как инструмент рефлексии художника на современность, традицию, окружающую реальность
  • Познакомить с творчеством наиболее крупных мастеров и ключевыми памятниками искусства эпохи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • владеть основами научных подходов современного искусствоведения
  • знать основные направления в искусстве XIX века
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства XIX века
  • уметь всесторонне анализировать произведение искусства, определять его место в художественном контексте рассматриваемого времени с точки зрения проблем создавшей его культуры
  • знать круг ключевых исследовательских проблем изучения искусства XIX века
  • знать основные музейные собрания и коллекции памятников изобразительного искусства первой половины XIX века
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение западноевропейского искусства XIX века
  • Неоклассицизм во французской живописи рубежа XVIII-XIX веков и творчество Ж-Л. Давида
  • Французское искусство эпохи Реставрации и Июльской монархии
  • «Революция» реализма.
  • Французская архитектура и скульптура между двух империй (империей Наполеона и второй империей Наполеона III)
  • Французское искусство эпохи второй империи и творчество Э. Мане
  • Импрессионизм, постимпрессионизм и нео-импрессионизм
  • Творчество Ф. Гойи
  • Искусство Великобритании
  • Искусство немецких и австрийских земель
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
    Активность студента на семинарских занятиях должна продемонстрировать его знание материала и понимание рассматриваемых вопросов
  • неблокирующий Oral interview
    Экзамен проводится в форме устного опроса по заранее предоставленным для подготовки вопросам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Activity + 0.5 * Oral interview
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Architecture of the nineteenth century : history of world architecture, Middleton, R., 2003
  • Artist as narrator : nineteenth century narrative art in England and France, , 2005
  • Berger, S. (2006). A Companion to Nineteenth-Century Europe, 1789 - 1914. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=147363
  • Courbet, Nochlin, L., 2007
  • Day, A. (2011). Romanticism (Vol. 2nd ed). Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=426619
  • Francisco Goya y Lucientes, 1746-1828, Tomlinson, J., 1994
  • Impressionism : origins, practice, reception, Thomson, B., 2014
  • Impressionism, Rubin, J. H., 2001
  • Nathalia Brodskaïa. (2018). Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793825
  • Neoclassicism and Romanticism, 1750-1848 : architecture, sculpture, painting, drawing, , 2010
  • Nineteenth century art : a critical history, Eisenman, S. F., 2011
  • Rockett, P. (2016). Francisco Goya (Vol. First Edition). New York, NY: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1068837
  • The Oxford companion to J.M.W.Turner, , 2001
  • История импрессионизма, Ревалд, Дж., 1994
  • Оноре Домье, Эсколье, Р., 1978
  • Постимпрессионизм: от Ван Гога до Гогена, Ревалд, Дж., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A city for impressionism: Monet, Pissaro, and Gauguin in Rouen, , 2010
  • Courbet, Rubin, J. H., 2013
  • Courbet: a dream of modern art, , 2011
  • David to Delacroix, Friedlaender, W., 1977
  • England in the nineteenth century, 1815-1914, Thomson, D., 1975
  • Georges Seurat, Courthion, P., 1989
  • Gericault. Delacroix. Daumier und zeitgenossen : franzosische lithographien und zeichnungen, , 2009
  • Inspiring Impressionism : the Impressionists and the art of the past, , 2008
  • Japanesque : the Japanese print in the era of Impressionism, Breuer, K., 2011
  • Jean-Auguste-Dominique Ingres, Rosenblum, R., 1990
  • Nathalia Brodskaïa. (2018). Post-Impressionism. [N.p.]: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793827
  • Renoir, impressionism, and full-length painting, Bailey, C. B., 2012
  • Seurat's Circus sideshow, Thomson, R., 2017
  • State Hermitage Museum cataloge: sixteenth/nineteenth century British painting, Renne, E., 2011
  • Turner & Italy, Hamilton, J., 2009
  • Романтизм в Германии, Берковский, Н. Я., 2001

Авторы

  • Назарова Ольга Алексеевна
  • Хлопина Елена Юрьевна