Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Палеография

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

«Славяно-русская палеография» - традиционная для лингвистического образования дисциплина. Она включает ознакомление со следующими понятиями: письменные источники, лингвистическое источниковедение, материалы и орудия письма, кодикология, археография, дипломатика, эпиграфика, развитие письменности, графемы, дублирующие графемы, каллиграфические варианты графем, графико-орфографические особенности рукописных текстов, типы почерков (устав, полуустав, скоропись), декоративные элементы письма, вязь, миниатюры и орнаменты, филигранология. В результате освоения дисциплины студент должен понимать задачи и методы палеографического и кодикологического исследований памятников письменности, знать и понимать принципы изменения особенностей графико-орфографических систем памятников русской средневековой письменности, уметь применять палеографические методы датировки памятников письменности с точностью до столетия, уметь определять время написания рукописей на бумаге с водяными знаками с точностью до четверти столетия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины - получение навыков палеографического (археографического и кодикологического) исследования памятников древнерусской письменности как части лингвистического источниковедения.
  • умение самостоятельно и при помощи пособий читать рукописные тексты на церковнославянском и русском языке XI-XVII в.
  • Ознакомление студентов со следующими понятиями: • Письменные источники • Лингвистическое источниковедение • Материалы и орудия письма • Кодикология • Археография • Дипломатика • Эпиграфика • Развитие письменности • Графемы, дублирующие графемы, каллиграфические варианты графем • Графико-орфографические особенности рукописных текстов • Типы почерков (устав, полуустав, скоропись) • Декоративные элементы письма • Вязь • Миниатюры и орнаменты • Филигранология
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными методами палеографического, кодиколологическо-гои филигранологического исследований
  • Знает и понимает принципы изменения особенностей графико-орфографических систем памятников русской средневековой письменности
  • Знает основные понятия делового письма XVI - XVII в.
  • Имеет общее представление о граффити и надписях на предметах
  • Имеет представление о берестяных грамотах
  • Имеет представление о деловом письме Литовской Руси
  • Ориентируется в рукописных и старопечатных книгах.
  • Понимает принципы чтения скорописного текста
  • Различает функциональные разновидности письма; умеет охарактеризовать второе южнославянское влияние
  • Умеет определять время написания рукописей на бумаге с водяными знаками с точностью до четверти столетия
  • Умеет применять палеографические методы датировки памятников письменности с точностью до столетия
  • Различает функциональные разновидности письма; умеет охарактеризовать второе южнославянское влияние
  • Знает основные понятия современной археографии-этапах развития средневековой русской письменности и письменности Нового времени
  • Знает основные понятия современной археографии-этапах развития средневековой русской письменности и письменности Нового времени
  • Имеет представление о производстве бумаги и филигранях.
  • Понимает задачи и методы палеографического и кодикологического исследований памятников письменности
  • Различает функциональные разновидности письма; умеет охарактеризовать второе южнославянское влияние
  • Умеет определять время написания рукописей на бумаге с водяными знаками с точностью до четверти столетия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и задачи палеографии. Русская и славянская палеография
  • Основные памятники древнерусской письменности
  • Материал и орудия письма
  • Уставное письмо
  • Старший полуустав
  • Кодикология. Орнаментика и иллюминация
  • Младший полуустав. Функциональные разновидности письма
  • Бумажные водяные знаки. Филигранология
  • Скоропись. Деловая письменность Литовской Руси
  • Эпиграфика
  • От древнерусской письменности к письменности Нового времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.6 * Activity + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русская палеография : учебник для вузов, Щепкин, В. Н., 1999
  • Толстов, Ф.А.. Палеографические снимки шрифтов с XV века по XVIII (числом 24) принадлежащие к обстоятельному описанию старопечатных книг славянских и российских хранящихся в библиотеке графа Федора Андреевича Толстова : Электронная репродукция / Ф.А. Толстов : Издательские архивы, 1829. — 37 с. — URL: https://book.ru/book/913554 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Толстов, Ф.А.. Палеографические таблицы почерков с XI по XVIII век (числом 12) принадлежащие к обстоятельному описанию славяно-российских рукописей хранящихся в библиотеке графа Федора Андреевича Толстова : Электронная репродукция / Ф.А. Толстов : Издательские архивы, 1825. — 19 с. — URL: https://book.ru/book/913555 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Старославянский язык : таблицы, тексты : учеб. словарь для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов, Бондалетов, В. Д., 2012

Авторы

  • Дьячкова Анна Евгеньевна
  • Лифшиц Александр Львович