Бакалавриат
2024/2025
Машинное обучение в прикладных задачах
Статус:
Курс по выбору (Экономика и анализ данных)
Направление:
01.03.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Базовая кафедра МТС
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящён специфике применения машинного обучения в широком наборе отраслей бизнеса.Модуль 1 — Оптимизация взаимодействия с клиентом- Рекомендательные системы и поиск: базовые решения на основе популярностей и коллаборативной фильтрации, различие постановок задачи, гибридные методы. Нейросетевые подходы к рекомендациям и поиску. Метрики вовлеченности, точности и разнообразия. Валидация на исторических данных и при внедрении алгоритмов.- Ценообразование на основе данных и прогнозирование спроса: базовая идея оценки эластичности спроса по цене, различие постановок задачи ценообразования в случае ограниченного и динамически меняющегося предложения, обзор решений с помощью машинного обучения, роль прогнозирования спроса в ценообразовании и логистике, различие между спросом на материальные и цифровые товары и услуги.- Скоринг: классическая задача оценки вероятности дефолта, особенности постановки и валидации, популярные подходы, скоринг мошенников, скоринг склонности клиента к произвольному действию (на примере оттока)- Лидогенерация: построение рекламных сегментов на основе правил, расширение и сужение сегментов с помощью look-alike моделей, positive-unlabeled learning, таргетирование рекламы с помощью прогнозов вероятности целевого действияМодуль 2 — Оптимизация расходов бизнеса- Приоритизация инвестиций и оптимизация расходов производства- Детектирование аномалий (примеры: утечки электроэнергии, фродовые продажи, предиктивное обслуживание)- Оптимизация маркетинговых расходов- Оптимизация работы персонала и процессов в компании. Управление мотивацией и численностью. Business process mining.- Автоматизация работы с помощью deep learning. Чат-боты и LLM. Автоматизация с помощью Computer Vision.Модуль 3 — Обзор применений по отраслям- Телеком: планирование развития сети, блокировка спама, продвижение услуг и удержание клиентов в B2C и B2B сегментах. Ритейл и e-commerce: рекомендации, прогноз спроса, ценообразование, управление персоналом (Workforce management)- Банки и FinTech: процесс выдачи кредитов (связь рисков, лимитов и ставок, типы крединтых продуктов и особенности задач), применение машинного обучения для продвижения финансовых услуг и работы с лояльностью клиентов, машинное обучение в управлении личными финансами и инвестициями- Промышленность и сельское хозяйство: оптимизация расходов при производстве, предиктивные ремонты и предиктивное устранение дефектов производства, автоматизация работы персонала- РайдТех: ценообразование в такси, кикшеринге и доставке, прогноз ожидаемого времени прибытия, применение машинного обучения для улучшения пользовательского опыта- Рекламные технологии: инфраструктура для показа digital рекламы и оптимизация открутки рекламы на своем и на внешнем инвентаре, реклама на телевидении, телемаркетинг и наружная реклама - оценка эффективности и оптимизация инвестиций. Медиа: персональные рекомендации контента в видео- и аудио- стриминге, рекомендации текстового контента, трудности оценки инвестиций в контент, рекламные механики на основе computer vision и генеративных моделей