• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

История европейского колониализма

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Где читается: Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Колониальная эпоха является одним из самых противоречивых этапов в истории человечества. С одной стороны, она стала апогеем развития европоцентристского мира и оказала огромное влияние на современную цивилизацию. При этом последствия колониализма как для Запада, так и народов, подвергшихся европейской колонизации, имели крайне противоречивый характер. Военный и экономический триумф Запада в XIX веке утвердил западного человека в вере в свое превосходство и безальтернативность собственного пути развития. Однако, крушение колониальных империй во второй половине XX века стало началом кризиса европоцентристской модели мироустройства. Страны Азии и Африки, освободившись от колониальной зависимости, начали поиск собственных альтернативных вариантов модернизации и политического развития, сталкиваясь с массой сложностей на путях их реализации, что создавало соблазн винить во всех своих современных неудачах колониальное прошлое. При этом сама правящая элита независимых государств сформировалась в рамках колониального общества, а предпосылки деколонизации были порождены колониальной модернизацией. Неоколониализм стал, одновременно, и фактором постколониальной действительности, и своеобразной мифологемой, служащей универсальным объяснением проблем настоящего.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с основными направлениями в изучении истории колониализма
  • Знать основные этапы колониальной и постколониальной истории
  • Получить представления об основных особенностях колониального общества
  • Освоить навыки работы с источниками по истории европейского колониализма
  • Понимать сходства и различия между различными моделями колониализма
  • Выработать понимание проблем постколониальной ситуации и ее изучения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных историографических концепций и источников.
  • Знание основных источников и умение их типологизировать.
  • Знание основных концепций и теорий
  • Знание основных событий, умение анализировать исторические процессы.
  • Знание периодизации, умение анализировать исторические процессы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Задачи курса
  • Роль колониализма в истории человечества
  • Периодизация истории колониализма
  • Источники для изучения истории колониализма
  • Проблемы изучения истории колониализма
  • Важнейшие дискуссионные вопросы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В данном элементе контроля оценивается владение студентами текстами, заданными для освоения перед каждым из семинаров, понимание основных теоретических моделей, лежащих в основе курса, способность выстраивать грамотные и логически непротиворечимые суждения в рамках проблематики курса.
  • неблокирующий Рецензия
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум проводится на последней неделе второго модуля на завершающем занятии курса. Тема коллоквиума: «Affirmative action empire» vs «state-sponsored evolutionism»: два взгляды на национальную политику СССР. Для подготовки к коллоквиуму студентам предлагаются избранные главы из монографий Т. Мартина и Ф. Хирша. Формат работы студентов на коллоквиуме – групповой. Каждая группа рассматривает аргументы одного из авторов и сравнивают их аргументы, теоретические и методологические основания, критически рассматривают выводы, содержащиеся в книгах Т. Мартина и Ф. Хирша. В завершение, каждая группа должна аргументированно обосновать, точка зрения какого историка им кажется более аргументированной и почему.
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене предлагается устно ответить на два из вопросов, предложенных в заранее подготовленном списке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Аудиторная работа + 0.15 * Аудиторная работа + 0.1 * Коллоквиум + 0.2 * Рецензия + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Johnson, R. (2007). The British Empire : Pomp, Power and Postcolonialism. Penrith: Humanities-Ebooks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=373368
  • Stanley L. Engerman, & Kenneth L. Sokoloff. (2005). Colonialism, Inequality, and Long-Run Paths of Development. NBER Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.nbr.nberwo.11057
  • Young, R. (2016). Postcolonialism : An Historical Introduction. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1380042
  • Всеобщая история. Т.4: Новое время (XIX в.), Васильев, Л. С., 2012
  • История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 - 1945) : курс лекций : учеб. пособие для вузов, Язьков, Е. Ф., 2001
  • Новая история стран Европы и Америки : второй период : учебник для вузов, Виноградов, В. Н., 1998
  • Новая история стран Европы и Америки : учебник для вузов, Виноградов, В. Н., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всемирная история. Т.3: Мир в раннее Новое время, , 2013
  • История стран Азии и Африки в новейшее время : учебник, Родригес, А. М., 2010
  • Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Ч.2: Европейская индустриальная цивилизация в ХIХ в. "Закат Европы", Пономарев, М. В., 2000
  • Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Ч.3: Трансформация индустриальной цивилизации в период ГМК. Становление постиндустриального общества, Пономарев, М. В., 2000
  • Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Ч.1: 1900-1945, Родригес, А. М., 2003

Авторы

  • Воеводский Александр Валентинович