Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар «Преподавание русского языка детям»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Аристова Мария Васильевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе даются основы методологии преподавания языка детям. Особое внимание уделяется специальным техническим моментам. Курс знакомит студентов с основными сведениями о преподавании языков детям, формирует рефликсию, направленную на внимание к стилистическим нормам разных уровней, тренирует умение формирования стратегий создания учебных материалов разных типов.
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет основным инструментарием лингвистической педагогики
- Студент владеет основами педагогики
Содержание учебной дисциплины
- Введение в преподавание русского языка и лингвистики в школе
- Возрастная психология
- Проектирование: общая программа - курс - урок - дополнительные элементы
- Преподавание русского в начальной школе
- ФГОСЫ и УМК по русскому языку в средней школе
- Преподавание русского языка в средней школе с опорой на лингвистику
- Оценивание: типы работ, критерии, процедура оценивания, интерпретация результатов
- Анализ вариантов текущих и суммирующих работ по русскому языку
- Школы с особыми запросами к преподаванию русского языка
- Анализ вариантов суммирующих работ по русскому языку
- Школы с особыми запросами к преподаванию русского языка (продолжение)
- Школы с особыми запросами к преподаванию русского языка (продолжение 2)
- Дифференциация, индивидуализация, персонализация на уроках русского
- Межпредметность: лингвистика и другие дисциплины
- Проекты, олимпиады, экзамены
- Преподавание русского языка в старшей школе
- Проектирование и реальность
Элементы контроля
- Создание урока или программыИтоговая работа
- Экспертиза и изменение урокалюбой вариант работы - по желанию, сдается к 15-му занятию
- Составление контрольной работы и критериев оцениванияПарная работа, сдается к 10-му занятию
- Создание урока или программы
- Презентация УМК для средней школыКомандная работа, сдается к 5-му занятию
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Презентация УМК для средней школы + 0.3 * Создание урока или программы + 0.2 * Создание урока или программы + 0.2 * Составление контрольной работы и критериев оценивания + 0.2 * Экспертиза и изменение урока
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гац, И. Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях / И. Ю. Гац. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09310-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442088 (дата обращения: 28.08.2023).
- Дроздова, О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. Е. Дроздова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 194 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13627-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518933 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06558-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452168 (дата обращения: 27.08.2024).