Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Социология массовых коммуникаций

Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология массовых коммуникаций» направлен на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиасреды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью, продвижения товаров индустрии культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базовых знаний о методологических основаниях социологии и ключевых социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций, а также развитие представлений о генезисе современной медиа-среды и специфике средств массовых коммуникаций в контексте изучения социокультурного, политического и публичного пространств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет знаниями о природе феномена социального института. Имеет представления о специфике институционализации медиа в различные исторические периоды
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий при анализе культурных оснований общественной жизни (ценность, формальные и неформальные нормы, символ, знак, культурный код, обычай, традиция, девиация, аномия, стигма и др.)
  • Демонстрирует навыки корректного применения ключевых понятий курса: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), пропаганда, масс-медиа, мультимедиа, информационное общество, медиация, медиатизация и др.
  • Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами
  • Умеет самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью
  • Способен анализировать историческое развитие средств массовой коммуникации в контексте разнообразных концепций осмысления процессов сохранения и передачи человеческого опыта и памяти .
  • Владеет знаниями о развитии социологии как науки; понимает дисциплинарные границы между социологией и смежными дисциплинами; различает специфику социальных и социологических проблем; демонстрирует навыки корректного применения термина «социологическое воображение» при анализе современных социокультурных процессов
  • Демонстрирует навыки корректного применения социологических понятий в контексте анализа ключевых подходов, к примеру: Р. Мертона, П. Лазерсфельда, М. Маклюэна, П. Бурьде, Э. Гоффмана, Ж. Бодрийяра, М. Хоркхаймера, Т.В. Адорно (символическая власть, цензура поля, “гендерный дисплей”, стигма, фрейм, дисфункция социального института, “эффект бумеранга”, "горячие" и "холодные" медиа, культуриндустрия и др.)
  • Понимает междисциплинарные границы социологии массовых коммуникаций и близких отраслей социологического знания .
  • Может ориентироваться в разнообразии информационных источников, онлайн-платформ, научных изданий, релевантных проблематике курса и использовать их для создания научно-популярных медиаресурсов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция 1. Введение в социологию массовых коммуникаций.
  • Лекция 2. Структурно-функциональный подход в исследованиях СМК.
  • Лекция 3. Конструктивистский подход в исследованиях СМК.
  • Лекция 4. Социальный конструктивизм и символический интеракционизм в исследованиях СМК.
  • Лекция 5. Критический подход к анализу СМК.
  • Лекция 6. Критический анализ полей и практик.
  • Лекция 7. СМИ и популярная культура.
  • Лекция 8. За пределами ключевых подходов к анализу СМК.
  • Лекция 9. Техника и СМИ.
  • Лекция 10. Торонтская школа в исследовании СМК.
  • Лекция 11. СМК и социальные изменения.
  • Лекция 12. Массовая коммуникация и общественное мнение.
  • Лекция 13. Теория сетевого общества и массовая коммуникация.
  • Лекция 14. Массовая коммуникация в контексте публичной сферы.
  • Семинар 1-2. Вводная часть. Обсуждение работы П. Лазерсфельда и Р. Мертона “Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие”.
  • Семинар 3-4. Обсуждение работы Э. Гоффмана "Гендерный дисплей”.
  • Семинар 5-6. Обсуждение работы П. Бурдье “О телевидении и журналистике”.
  • Семинар 7-8. Обсуждение работы М. Маклюэна “Понимание медиа: внешние расширения человека”.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах заключается в обсуждении проблематики предложенных текстов, в подготовке релевантных кейсов, в ответах на вопросы преподавателя, а также в участии в дискуссии. Аналитическая работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа представляет собой индивидуальную письменную работу. Работа проводится непосредственно на семинарском занятии, пользоваться ничем при написании контрольной — нельзя. Показ работ и оглашение результатов контрольной работы проводятся на семинарском занятии. Контрольная работа направлена на отработку навыков творческого осмысления функций средств массовой коммуникации, творческого решения положений социологической теории. Подробные методологические рекомендации студентам для написания контрольной работы даются в начале курса и разбираются на одном из занятий. Контрольная работа проводится после первых шести семинарских занятий.
  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый тест проводится по темам дисциплины, включая материалы лекций 1-14, семинаров 1-6 и источников для самоподготовки. Используемые вопросы в итоговом тесте — закрытого типа. Виды закрытых вопросов в итоговом тесте: с единственным выбором правильного ответа, с множественным выбором правильных ответов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Итоговый тест + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и теория медиа : учебник для вузов / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., испр., эл. - 978-5-7598-2025-3 - Кирия И. В., Новикова А. А. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382746 - 382746 - iBOOKS
  • Федотова, Л. Н.  Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 603 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15379-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510820 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Handbook of Media and Mass Communication Theory, edited by Robert S. Fortner, and P. Mark Fackler, John Wiley & Sons, Incorporated, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1650862.

Авторы

  • Андреев Андрей Николаевич