Бакалавриат
2024/2025
Научно-исследовательский семинар «Анафора и кореферентность»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен типологическому рассмотрению различных языковых выражений, которые используются в пределах предложения и в пределах связанного текста для обозначения одной и той же сущности. С одной стороны, мы рассмотрим различные формальные подходы к анализу так называемого "связывания" (как в "Я вижу себя"), с другой стороны, различные подходы к дискурсивной анафоре.
Цель освоения дисциплины
- Цели освоения ⁃ знакомство с основными подходами к синтаксису и семантике анафорических отношений ⁃ умение применять полученные знания при анализе фактов разноструктурных языков ⁃ овладение логикой синтаксической аргументации
Планируемые результаты обучения
- Знает основные принципы классической теории связывания
- Умеет применять аналитический аппарат классической теории связывания к языковому материалу
- Умеет интерпретировать конкретные примеры в рамках разных подходов к связыванию
- Знает базовые модели анафорических систем в языках Дагестана
- Знает иерархию позиций рефлексивов
- Умеет анализировать систему связывания на материале одного из языков (с использованием собственных полевых материалов, грамматических описаний, корпусных данных, либо на материале публикации, описывающей связывание в конкретном языке)
- Знает основные подходы к анализу дискурсивной анафоры
- Знает основные факторы, влияющие на возможность прономинализации
- Умеет применять модель референциального выбора на примерах реальных текстов
- Умеет применять методы функциональных подходов к определению дискурсивного топика
- Знает основные модели референциального выбора, используемые в описаниях конкретных языков
- Умеет анализировать и описывать систему референциального выбора на примере реальных текстов
Содержание учебной дисциплины
- Теория связывания
- "Каноническое" и "неканоническое" связывание на примере конкретных языков
- Функциональные подходы к анафоре и кореферентности
- Формальные подходы к анафоре
- Системы анафорических средств в языках мира
Элементы контроля
- Минитест по классической теории связывания
- Тест "Анализ связывания в языках мира"
- Собственное миниисследование связывания в языке Х
- Анализ фрагмента системы референциальных средств (анафорической системы) языка, выбранного студентом
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.35 * Анализ фрагмента системы референциальных средств (анафорической системы) языка, выбранного студентом + 0.2 * Минитест по классической теории связывания + 0.35 * Собственное миниисследование связывания в языке Х + 0.1 * Тест "Анализ связывания в языках мира"