• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Пропаганда: история, теория, методы и практики

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Солодухин Олег Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Пропаганда: история, теория, методы и практики» посвящён той деятельности, без которой не обходилось и не обходится ни одно человеческое общество. Хотим мы этого или нет, но мы всегда заинтересованы в том, чтобы убедить аудиторию в верности именно нашей точки зрения, завоевать сторонников, стать «лидером мнения», хотим, чтобы наши идеи, взгляды и ценности воспринимались обществом как самые верные и правильные. А для этого политики, ученые, деятели искусств, бизнесмены, прибегали и прибегают к пропаганде в той или иной форме. То есть — к распространению политических, философских, научных, религиозных, художественных, экономических и других идей с целью их внедрения в общественное сознание, а то и, к активизации на основе этих идей той или иной массовой деятельности. В рамках этого курса мы познакомимся с историей пропаганды, при этом особое внимание уделим XX столетию, где были выращены две самые мощные системы тотальной пропаганды — нацистская и советская. И где состоялось величайшее пропагандистское противоборство — «холодная война», которую проиграла советская коммунистическая система. Познакомимся с тем, как изменились формы и методы пропаганды в эпоху Интернета, разберемся, что общего между и различного между понятиями дезинформация, обман, ложь, фейк-ньюс, насколько обоснованы популярные крипто- и конспирологические теории, которыми сегодня пытаются объяснить мир. В ходе курса мы не только научимся отличать достоверную информацию от недостоверной, но и поймём, что восприятие сообщения в значительной степени зависит от его интерпретации и научимся отделять «зерна от плевел», факт от его интерпретации. Так же студенты научатся технологии строительства собственных пропагандистских схем и структур, научатся работать в рамках «белой», «серой» и «чёрной» пропаганды, использовать на практике элементы «проникающей (социологической)» пропаганды, а также научатся противостоять технологиям психологической, когнитивной и информационных войн. Познакомятся с основами внешнеполитической пропаганды. Кроме того, студенты познакомятся с основными видами неполитической пропаганды — научной, культурной, экологической, здорового образа жизни, спорта и др.