Магистратура
2024/2025
Детский билингвизм
Статус:
Курс по выбору (Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Ахапкина Яна Эмильевна
Прогр. обучения:
Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит слушателей с особенностями детского билингвизма: анализируются явления интерференции и те особенности недоминантного языка при билингвизме, которые обусловлены его собственной структурой, а не влиянием доминантного идиома ("не-кальки"). Рассматриваются лексические, грамматические, нарративные особенности речи детей-билингвов. Особое внимание уделяется русскому эритажному - недоминантному нестандартному идиому. Курс будет полезен как для исследования речи билингвов, так и с точки зрения методики преподавания русского языка эритажным говорящим.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения курса студент уверенно чувствует себя в роли преподавателя РКИ для детей-билингвов.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основной терминологией для описания детского билингвизма
- Анализирует научные статьи по теме
- Подбирает научную литературу по теме
- Анализирует речевой материал с опорой на материалы курса
- Владеет терминологическим аппаратом онтолингвистики и билингвального языкознания, уверенно ориентируется в литературе по теме и анализирует речевые данные.
Содержание учебной дисциплины
- Детское и семейное двуязычие
- Эксперименты с двуязычными детьми
- Дети с эритажным русским и дети-носители русского
Элементы контроля
- Презентация реферата научной статьи по теме курсаПредставьте данные из исследования по теме в виде презентации.
- ЭкзаменПо корпусу RLC опишите явление грамматики.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.5 * Презентация реферата научной статьи по теме курса + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
- Глухов, В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447834 (дата обращения: 27.08.2024).
- Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи, Цейтлин, С. Н., 2009
- Речевые ошибки и их предупреждение : учеб. пособие для вузов, Цейтлин, С. Н., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Second Language Acquisition: An Introductory Course By: Gass, Susan M; Babb-Rosensfeld; Plonsky, Luke; Behney, Jennifer. Routledge. ISBN: 978-0-415-89478-4, 978-0-415-89495-1, 978-0-203-13709-3, 978-1-136-48877-1, 978-1-136-48879-5, 978-1-136-48880-1, 978-1-299-81206-2. Education (General).
- Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
- Пищальникова В.А., Хлопова А.И. - Этнопсихолингвистика. Часть 1. Этническая идентичность. Учебное пособие - 978-5-392-31085-2 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/43336 - 43336 - PROSPECT
- Психолингвистика : учеб. пособие для вузов, Фрумкина, Р. М., 2007
- Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем. Препринт WP6/2004/04, Фрумкина, Р. М., 2006
- Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : Курс лекций, Красных, В.В., 2002
- Этнопсихолингвистика, Сорокин, Ю. А., 1988