Бакалавриат
2024/2025
Европа XVI-XVIII вв.
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Эпоха Нового времени в мировой истории, особенно в истории Европы, представляет собой время динамики во всех областях жизни и глобальных перемен: в сфере религиозной и финансовой, международных отношений и политических форм. Это время географической, колониальной и культурной экспансии Европы, время процесса модернизации.
Цель освоения дисциплины
- Данная дисциплина предназначена для того, чтобы выработать у студентов понимание эпохи Нового времени как ключевого этапа формирования европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии; Сформировать у студентов комплекс знаний о Европе в Новое время, об этапах и конкретных формах развития сообществ и государств в данную эпоху; Сформировать у студентов базовые умения анализировать исторические источники и работать с научной литературой по истории Европы в Новое время, а также навыки междисциплинарного анализа.
Планируемые результаты обучения
- Знакомство с понятийным аппаратом дисциплины и базовой историографией
- знание исторических процессов в Европе XVI в. и их региональной специфики
- знание основных конфликтных зон в Европе 17 века, причин и последствий военных конфликтов, правителей и военачальников.
- Знание специфики аграрного развития Европы 17 века
- Знание специфики развития французского общества и государства в 17 веке.
- Знать основные идеи и идеологов эпохи Просвещения
- Знать основные историографические традиции изучения Французской революции
- Знать основные колониальные империи Нового времени
- Знать основные события истории Нидерландов и Средиземноморского региона Европы в 17 веке
- Знать основные черты научной революции 17 века, открытия и их авторов.
- Знать особенности социально-политического развития Европы 18 века и ее региональную специфику
- Знать специфику изменений в финансовой и военной сфере 17 века
- Знать специфику социально-экономического и политического развития Англии 17 века, религиозные причины "Великого бунта", систему взаимоотношений короля и парламента.
- Знать специфику торговли в Европе 16-18 вв.
- Уметь анализировать источники по истории Европы Нового времени
- Уметь анализировать литературу по истории Европы Нового времени
- Уметь анализировать региональную политику просвещенного абсолютизма
- Уметь анализировать специфику международных отношений 18 века.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие Раннего нового времени
- XVI век
- XVII век – эпоха «революций». «Военная революция» и переворот в финансовой сфере.
- XVII век. «Торговая революция».
- XVII век. Промышленное и аграрное развитие Европы
- Войны и международные отношения в XVII веке
- XVII век. Франция – страна "классического абсолютизма".
- XVII век. Англия эпохи революций
- XVII век. «Нидерландское исключение» и стагнация средиземноморских стран.
- XVII век. Научная революция и инновации в культуре
- XVIII век. Международные отношения в Европе.
- Идеология Просвещения
- XVIII век. Просвещенный абсолютизм и его специфика в Европе.
- Британское государство и общество XVIII века
- Колониальные империи в Европе Нового времени
- Американские колонии и Война за независимость
- Французское общество XVIII: путь к Революции?
- Старое и новое в повседневной жизни людей XVIII в.
Элементы контроля
- Семинарские занятияОтработка семинарского занятия - по согласованию с преподавателем, в письменной форме. Отработать можно не более трех семинарских занятий, пропущенных по уважительной причине. Проходит не позднее, чем за 2 недели до экзамена. В том случае, если студент обучается он-лайн, то он сдает письменные работы по материалам семинарских занятий по согласованию с преподавателем.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на два вопроса, один из которых связан со знанием источников и историографических концепций. Итоговая оценка за экзамен складывается как средняя арифметическая за ответы на два вопроса (один вопрос общего характера, второй – на знание источников и литературы). Округление – к ближайшему целому. Процедура пересдачи предусматривает возможность заданий с измененными формулировками. В том случае, если студент обучается он-лайн, экзамены и пересдачи проходят дистанционно. В этом случае, получив вопрос, студент сразу начинает свой ответ по нему. Затем - по второму вопросу.
- Рецензия на журнальную статью по тематике дисциплиныРецензия на статью (англоязычную) из ведущего зарубежного журнала по теме Европа 16-18 вв.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Рецензия на журнальную статью по тематике дисциплины + 0.3 * Семинарские занятия + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Всемирная история : учебник для вузов, Айсина, Ф. О., 1997
- Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
- Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 887 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01493-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028870
- ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЁ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ. (2012). Политическое Завещание Кардинала Герцога Де Ришельё Французскому Королю. Пространство и Время, (4 (10)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14493840
- История экономики : учебник для вузов, Конотопов, М. В., 2001
- История экономики зарубежных стран: Учебное пособие/В.Н.Савельев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 311 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009555-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/446864
Рекомендуемая дополнительная литература
- McKinney, D., & Shepard, K. (2018). Western Civilization Since 1648 (EGA). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E09146FC
- АПРЫЩЕНКО ВИКТОР ЮРЬЕВИЧ. (2016). Шотландская империя британской нации: колониальная деятельность и шотландская национальная идентичность в XVIII-XIX вв. Гуманитарные и Юридические Исследования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16911334
- ГЕРЦОГ ДЕ РИШЕЛЬЁ АРМАН ЖАН ДЮ ПЛЕССИ. (2012). Политическое Завещание Кардинала Герцога Де Ришельё Французскому Королю. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3F944B42
- Герье, В. И. Идея народовластия и французская революция 1789 года / В. И. Герье. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 580 с. — ISBN 978-5-507-39381-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/49370 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М., 2006. — 255 с. ISBN 5-9540-0050-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346164
- История международных отношений : учебник для акад. бакалавриата, Батюк, В. И., 2016
- История мировой экономики : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 1999
- История мировой экономики : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2000
- Каневский, П. (2012). Для Порядков И Правления Государства (Комментарий К Политическому Завещанию Кардинала Герцога Де Ришельё). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3FCEC72
- Луначарский, А. В. Оливер Кромвель / А. В. Луначарский. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 44 с. — ISBN 978-5-507-40753-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/51659 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- МИНАКОВ С.Т. (2015). Маршал Тюренн и гугенотская партия во внутриполитической борьбе во Франции в 1643 г. Ученые Записки Орловского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и Социальные Науки, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16378951
- Мисюров, Н. Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм : учебное пособие / Н. Н. Мисюров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 48 с. — ISBN 978-5-9765-1231-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105180 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Обжигайлов, Т. А. (2015). Уменье управлять государством – реформы Ришелье (1624–1642). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0DEEF5
- Попова, Е. (2012). Идейные основы гегемонистских устремлений французского абсолютизма в XVII в. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7BF7E66C
- ТИШАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, & ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ. (2016). Кризис И Трагедия Континента. Тридцатилетняя Война (1618-1648) В Событиях И Коллективной Памяти Европы / Науч. Ред. И Сост. Ю. Е. Ивонин И Л. И. Ивонина. - М. : Транс-Лит, 2015. - 564 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1635E096
- Шаповалова, Е. (2012). Гендерный Аспект Монастырской Реформы Во Франции: Позиция Кардинала Ришелье. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.86D10F5A