• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Литература Европы XVII-XVIII века

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины студенты смогут ориентироваться в историко-литературном процессе Европы XVII–XVIII вв., приобретут навыки анализа литературных явлений на социокультурном, историческом и историко-политическом фоне. За время изучения курса у них сформируется представление и систематизируются знания о литературно-художественных системах изучаемого периода – барокко, классицизме, романтизме. Они смогут проследить на примере изучаемых на семинарах текстах, как проявляются особенности разных жанров, как соотносятся в тексте автор и повествователь, как развиваются и изменяются разные жанровые и стилевые системы. Развивая навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанной эпохи в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей периода студенты познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями и фигурами европейской литературы XVII–XVIII вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины: - познакомить студентов с крупнейшими памятниками словесности XVII -XVIII веков и основными культурными процессами, обучить студентов навыкам филологического анализа текста, сформировать у студентов навыки ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; сформировать у студентов необходимые знания о литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем; развить у студентов навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала при помощи разнообразного филологического инструментария; установить междисциплинарные связи с другими предметами литературоведческого цикла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Владеет пониманием времени и обстоятельств создания комедий Мольера; 2. Знает особенности построения интриги у Мольера, единая схема «Мещанина» и «Тартюфа»; 3. Способен описать влияние на комедию характерологии Теофраста и на характеры главных героев у Мольера.
  • 1. Владеет знаниями об устройстве и системе жанров испанского театра-корраль; 2. Знает жанровые особенности испанской драматургии «Золотого века» 3. Владеет основными положениями «Новое искусство» Лопе де Вега 4. Имеет представление о системе персонажей в пьесе Кальдерона) и о метафорах-концептах «жизнь-сон», «мир-театр и их реализация в драматическом тексте.
  • 1. Знает особенности интриги у Бомарше 2. Имеет представление о характерах главных героев у Мольера и у Бомарше, их сходствах и различиях 3. Владеет основными сведениями о времени и обстоятельствах создания комедии Бомарше
  • 1. Владеет познаниями о творческом пути и драматургии Шиллера 2. Имеет представление о среднем жанре и причинах деконструкции классицистической системы 3. Знает поэтические особенности мещанской драмы
  • 1. Имеет представление о жизненном пути и творчестве Ф. де Ларошфуко и Б. Паскаля 2. Знает ключевые образы, круг проблем, антропологическую тематику максим 3. Владеет корпусом представлений янсенизма
  • 1. Имеет представление о жизненном и творческий пути Мари-Мадлен де Лафайет и эволюции романа во Франции в XVII веке 2. Знает историю созданию роман "Принцесса Клевская" 3. Владеет пониманием круга персонажей, развития интриги, хронотопа романа
  • 1. Знает формальную организацию романа 2. Способен воспроизвести любовную историю в романах 3. Имеет представление об особенностях поведенческих паттернов главных героев
  • 1. Имеет представление о жизненном и творческом путь Шодерло де Лакло 2. Знает формальную организацию романа Шодерло де Лакло 3. Владеет пониманием философии либертинажа и ее проявления в романе
  • 1. Имеет представление о жизненном и творческом пути Вольтера, времени и обстоятельствах создания повести 2. Знает специфику жанра философской повести, и каким образом в повести проявляются жанровые традиции романа воспитания, романа-путешествия 3. Способен распознать критику идеологий в повести Вольтера («лучший из миров» Лейбница) и определить значение финальной фразы повести «надо возделывать наш сад»
  • 1. Имеет представление о жизненном пути Гете и о жанровой природе «Фауста» 2. Распознает мотивы немецкого средневековья, античности и Провещения в «Фаусте» 3. Знает истоки и специфику образа Мефистофеля, знает определение "фаустианского человека"
  • 1. Имеет представление о соотношение романической традиции 18 века и романа в творчестве Дж. Остин 2. Способен сформулировать особенности авторской иронии 3. Знает основной круг проблем и мотивов в романе
  • • владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • • владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником
  • • знание основных авторов указанного периода и важнейших сочинений, определивших основные пути развития литературы Европы
  • • знание периодизации указанного периода, основных историко-литературных процессов
  • • умение применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующих эпох
  • • умение различать в литературном тексте «темные места», оценивать объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначать возможные поля научного поиска, формулировать свою гипотезу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Барокко, классицизм, Просвещение в западноевропейской интеллектуальной и художественной культуре XVII в.
  • Барокко, классицизм, Просвещение и рококо в западноевропейской интеллектуальной и художественной культуре XVIII в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
  • неблокирующий Модульная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Модульная работа + 0.4 * Участие в семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Западноевропейская литература XVII века : хрестоматия для вузов, , 2002
  • История эападно-европейской литературы в ее важнейших моментах. Ч.1: ., Луначарский, А. В., 1930
  • Курилов, Ю. Г. Западноевропейская литература Средневековья и Возрождения : учебное пособие / Ю. Г. Курилов. — Минск : БГУ, 2019. — 127 с. — ISBN 978-985-566-703-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/180626 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Очерки по истории западноевропейской литературы. Т.1: ., Коган, П. С., 1943
  • Очерки по истории западноевропейской литературы. Т.2: ., Коган, П. С., 1934
  • Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература эпохи Возрождения и ХVII века : для высш. пед. учеб. заведений, , 1937

Авторы

  • Голубков Андрей Васильевич
  • Гуревич Каролина Игоревна
  • Яворовская Надежда Владиславовна