Бакалавриат
2024/2025
Маркетинговые исследования
Статус:
Курс обязательный (Стратегия и продюсирование в коммуникациях)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Первая часть дисциплины знакомит слушателей с основными количественными методами исследований, как основы для успешного изучения материала курса. Задачами освоения основного блока дисциплины «Маркетинговые исследования» являются:- формирование знаний основных видов и методов исследований рынка (по месту проведения, по частоте проведения, по охвату рынка, в зависимости от объекта наблюдения, по способу получения информации, пр.); - знание источников информации, используемых для оценки объема рынка; - знание и понимание методов исследований, используемых для тестирования элементов маркетинг микса, новых продуктов.
Цель освоения дисциплины
- формирование знаний базового уровня для оценки рыночной ситуации заданного сегмента, планирования и контроля набора маркетинговых исследований, соответствующих маркетинговой стратегии компании и рыночной ситуации
Планируемые результаты обучения
- понимает роль, значение, функции отдела маркетинговых исследований с точки зрения consumer insights и business intelligence в структуре коммерческих компаний
- знает основные источники данных для анализа рынка с точки зрения его потенциала, места компаний и брендов; понимает значение каждого источника данных с точки зрения специфики измеряемых показателей
- знает, как использовать методику PEST для анализа внешней среды; понимает значение аудита розничной торговли для целей маркетинга; ориентируется в основных «фактах» ритейл-аудита; умеет рассчитывать нумерическую и взвешенную дистрибуцию
- знает подходы по прогнозированию, умеет обобщать информацию относительно трендов на рынке
- знает основные виды маркетинговых исследований потребителей: сущность, преимущества и ограничения; знает набор исследовательских методик, необходимых для решения маркетинговых задач; умеет грамотно ставить цели и задачи на проведение маркетингового исследования в виде технического задания (брифа); знает основные этапы проведения маркетингового исследования
- может выделить существенные параметры для рекрутинга респондентов
- может выделить существенные параметры для составления отборочной анкеты и умеет составлять план анкеты в количественном исследовании
- знает простые метрики и понимает сущность сложных видов анализа
- понимает суть метода сегментации, знает виды и принципы сегментации; умеет давать краткое и развернутое описание сегмента (потребительской типологии)
- понимает суть методики, позволяющей спрогнозировать объем продаж нового продукта или услуги при различных уровнях известности, дистрибуции и цены
- умеет составлять, анализировать и тестировать концепции для инноваций и реноваций
- знает основные методики по тестированию рекламных роликов; знает основные этапы пре-тестов роликов и алгоритм построения анкеты; понимает, как оценивается «эффективное донесения эффективного сообщения» (
- умеет анализировать данные трекинга эффективности рекламной кампании на рынке (влияние на KPIs марки), понимает суть понятий «краткосрочная» и «долгосрочная» мотивация
- умеет анализировать данные исследований по тестированию продуктов и упаковки; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы и составлять рекомендации для принятия бизнес-решений
- знает основные подходы маркетинговых исследований, направленных на определении оптимальной цены продукта; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы относительно оптимальной цены
- владеет методиками по проектированию CJM, изучению поведения потребителей в торговой точке
- разбирается в ограничениях, сложностях и особенностях проведения маркетинговых исследований
- знает, как используются результаты маркетинговых исследований в производственной компании; понимает основные принципы взаимодействия с исследовательскими агентствами
- • различает основные виды маркетинговых исследований потребителей: сущность, преимущества и ограничения, исследовательские методики, необходимые для решения маркетинговых задач; умеет грамотно ставить цели и задачи на проведение маркетингового исследования в виде технического задания (брифа); определяет основные этапы проведения маркетингового исследования
- • способен интерпретировать суть метода сегментации, виды и принципы сегментации; умеет давать краткое и развернутое описание сегмента (потребительской типологии
- • различает основные подходы маркетинговых исследований, направленных на определении оптимальной цены продукта; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы относительно оптимальной цены
- • способен анализировать данные исследований по тестированию продуктов и упаковки; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы и составлять рекомендации для принятия бизнес-решений; умеет анализировать результаты исследований, позволяющих спрогнозировать объем продаж нового продукта или услуги при различных уровнях известности, дистрибуции и цены; умеет составлять, анализировать и тестировать концепции для инноваций и реноваций
- • описывает основные методики по тестированию рекламных роликов, основные этапы пре-тестов роликов и алгоритм построения анкеты; описывает, как оценивается «эффективное донесение эффективного сообщения»
- • способен сформулировать, как использовать методику PEST для анализа внешней среды; описывает значение аудита розничной торговли для целей маркетинга; ориентируется в основных «фактах» ритейл-аудита; умеет рассчитывать нумерическую и взвешенную дистрибуцию
- • может выделить существенные параметры для составления отборочной анкеты и умеет составлять план анкеты в количественном исследовании; может выделить существенные параметры для рекрутинга респондентов
- • способен интерпретировать результаты маркетинговых исследований в производственной компании; понимает основные принципы взаимодействия с исследовательскими агентствами; разбирается в ограничениях, сложностях и особенностях проведения маркетинговых исследований; способен оценивать роль, значение, функции отдела маркетинговых исследований с точки зрения consumer insights и business intelligence в структуре коммерческих компаний
- • умеет анализировать основные источники данных для анализа рынка с точки зрения его потенциала, места компаний и брендов; понимает значение каждого источника данных с точки зрения специфики измеряемых показателей
- • владеет методиками по проектированию CJM, изучению поведения потребителей в торговой точке
- • умеет анализировать данные трекингов эффективности рекламной кампании на рынке (влияние на KPIs марки), понимает суть понятий «краткосрочная» и «долгосрочная» мотивация
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Что такое маркетинговые исследования и для чего они нужны
- Тема 2. Анализ рыночной ситуации. Основные источники данных.
- Тема 3. Виды исследований. Постановка задачи исследования (бриф).
- Тема 4. Количественные методы исследования рынка и потребителей. Требования к анкете.
- Тема 5. Количественные методы исследования рынка и потребителя. Анализ данных.
- Тема 6. Изучение целевой аудитории. Подходы к сегментации потребителей
- Тема 7. Разработка и тестирование новинок
- Тема 8. Анализ коммуникации бренда.
- Тема 9. Тестирование продукта и упаковки.
- Тема 10. Ценовые маркетинговые исследования
- Тема 11. Исследования покупательского поведения.
Элементы контроля
- Домашние работы (во 2-м модуле)Подготовка детального предложения по проведению исследования (включая задачи, сроки, методику, если это необходимо – размер выборки, ее структуру, размер анкеты и пр.).
- Оценка за активность на семинарах
- Решение кейсов2 кейса в течение курса, выполнение в группах по 4-5 человек.
- Домашняя работа (в 1-м модуле)Проверка навыка использования исследовательского инструментария, рассмотренного на лекциях и разобранного на примерах в ходе семинарских занятий.
- Промежуточная контрольная работаПроверка навыков анализа результатов исследований, подготовки выводов и рекомендаций.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.15 * Домашние работы (во 2-м модуле) + 0.15 * Домашняя работа (в 1-м модуле) + 0.3 * Оценка за активность на семинарах + 0.2 * Промежуточная контрольная работа + 0.2 * Решение кейсов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гришина В. Т. - Маркетинговые исследования: Практикум - Вузовский учебник - 2021 - ISBN: 978-5-9558-0348-7 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=398920
- Маркетинговые исследования: курс лекций : учебное пособие / Е. Н. Ванчикова, Н. А. Золотарева, О. А. Осодоева [и др.]. — Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2015. — 196 с. — ISBN 978-5-89230-678-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/236288 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Маркетинговые исследования: теория и практика : учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 315 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3285-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/478126 (дата обращения: 27.08.2024).
- Скляр, Е. Н. Маркетинговые исследования: Практикум : учебное пособие / Е. Н. Скляр, Г. И. Авдеенко, В. А. Алексунин. — Москва : Дашков и К, 2021. — 216 с. — ISBN 978-5-394-04349-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/229460 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Григорян Е.С. - Маркетинговые коммуникации - НИЦ ИНФРА-М - 2021 - ISBN: 978-5-16-016384-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=363120
- Романов А. А., Синяева И. М., Поляков В. А. - Маркетинговые коммуникации - Вузовский учебник - 2022 - ISBN: 978-5-9558-0194-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=400303