• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Маркетинговые исследования

Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Первая часть дисциплины знакомит слушателей с основными количественными методами исследований, как основы для успешного изучения материала курса. Задачами освоения основного блока дисциплины «Маркетинговые исследования» являются:- формирование знаний основных видов и методов исследований рынка (по месту проведения, по частоте проведения, по охвату рынка, в зависимости от объекта наблюдения, по способу получения информации, пр.); - знание источников информации, используемых для оценки объема рынка; - знание и понимание методов исследований, используемых для тестирования элементов маркетинг микса, новых продуктов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование знаний базового уровня для оценки рыночной ситуации заданного сегмента, планирования и контроля набора маркетинговых исследований, соответствующих маркетинговой стратегии компании и рыночной ситуации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает роль, значение, функции отдела маркетинговых исследований с точки зрения consumer insights и business intelligence в структуре коммерческих компаний
  • знает основные источники данных для анализа рынка с точки зрения его потенциала, места компаний и брендов; понимает значение каждого источника данных с точки зрения специфики измеряемых показателей
  • знает, как использовать методику PEST для анализа внешней среды; понимает значение аудита розничной торговли для целей маркетинга; ориентируется в основных «фактах» ритейл-аудита; умеет рассчитывать нумерическую и взвешенную дистрибуцию
  • знает подходы по прогнозированию, умеет обобщать информацию относительно трендов на рынке
  • знает основные виды маркетинговых исследований потребителей: сущность, преимущества и ограничения; знает набор исследовательских методик, необходимых для решения маркетинговых задач; умеет грамотно ставить цели и задачи на проведение маркетингового исследования в виде технического задания (брифа); знает основные этапы проведения маркетингового исследования
  • может выделить существенные параметры для рекрутинга респондентов
  • может выделить существенные параметры для составления отборочной анкеты и умеет составлять план анкеты в количественном исследовании
  • знает простые метрики и понимает сущность сложных видов анализа
  • понимает суть метода сегментации, знает виды и принципы сегментации; умеет давать краткое и развернутое описание сегмента (потребительской типологии)
  • понимает суть методики, позволяющей спрогнозировать объем продаж нового продукта или услуги при различных уровнях известности, дистрибуции и цены
  • умеет составлять, анализировать и тестировать концепции для инноваций и реноваций
  • знает основные методики по тестированию рекламных роликов; знает основные этапы пре-тестов роликов и алгоритм построения анкеты; понимает, как оценивается «эффективное донесения эффективного сообщения» (
  • умеет анализировать данные трекинга эффективности рекламной кампании на рынке (влияние на KPIs марки), понимает суть понятий «краткосрочная» и «долгосрочная» мотивация
  • умеет анализировать данные исследований по тестированию продуктов и упаковки; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы и составлять рекомендации для принятия бизнес-решений
  • знает основные подходы маркетинговых исследований, направленных на определении оптимальной цены продукта; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы относительно оптимальной цены
  • владеет методиками по проектированию CJM, изучению поведения потребителей в торговой точке
  • разбирается в ограничениях, сложностях и особенностях проведения маркетинговых исследований
  • знает, как используются результаты маркетинговых исследований в производственной компании; понимает основные принципы взаимодействия с исследовательскими агентствами
  • • различает основные виды маркетинговых исследований потребителей: сущность, преимущества и ограничения, исследовательские методики, необходимые для решения маркетинговых задач; умеет грамотно ставить цели и задачи на проведение маркетингового исследования в виде технического задания (брифа); определяет основные этапы проведения маркетингового исследования
  • • способен интерпретировать суть метода сегментации, виды и принципы сегментации; умеет давать краткое и развернутое описание сегмента (потребительской типологии
  • • различает основные подходы маркетинговых исследований, направленных на определении оптимальной цены продукта; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы относительно оптимальной цены
  • • способен анализировать данные исследований по тестированию продуктов и упаковки; умеет интерпретировать результаты исследований, делать выводы и составлять рекомендации для принятия бизнес-решений; умеет анализировать результаты исследований, позволяющих спрогнозировать объем продаж нового продукта или услуги при различных уровнях известности, дистрибуции и цены; умеет составлять, анализировать и тестировать концепции для инноваций и реноваций
  • • описывает основные методики по тестированию рекламных роликов, основные этапы пре-тестов роликов и алгоритм построения анкеты; описывает, как оценивается «эффективное донесение эффективного сообщения»
  • • способен сформулировать, как использовать методику PEST для анализа внешней среды; описывает значение аудита розничной торговли для целей маркетинга; ориентируется в основных «фактах» ритейл-аудита; умеет рассчитывать нумерическую и взвешенную дистрибуцию
  • • может выделить существенные параметры для составления отборочной анкеты и умеет составлять план анкеты в количественном исследовании; может выделить существенные параметры для рекрутинга респондентов
  • • способен интерпретировать результаты маркетинговых исследований в производственной компании; понимает основные принципы взаимодействия с исследовательскими агентствами; разбирается в ограничениях, сложностях и особенностях проведения маркетинговых исследований; способен оценивать роль, значение, функции отдела маркетинговых исследований с точки зрения consumer insights и business intelligence в структуре коммерческих компаний
  • • умеет анализировать основные источники данных для анализа рынка с точки зрения его потенциала, места компаний и брендов; понимает значение каждого источника данных с точки зрения специфики измеряемых показателей
  • • владеет методиками по проектированию CJM, изучению поведения потребителей в торговой точке
  • • умеет анализировать данные трекингов эффективности рекламной кампании на рынке (влияние на KPIs марки), понимает суть понятий «краткосрочная» и «долгосрочная» мотивация
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое маркетинговые исследования и для чего они нужны
  • Тема 2. Анализ рыночной ситуации. Основные источники данных.
  • Тема 3. Виды исследований. Постановка задачи исследования (бриф).
  • Тема 4. Количественные методы исследования рынка и потребителей. Требования к анкете.
  • Тема 5. Количественные методы исследования рынка и потребителя. Анализ данных.
  • Тема 6. Изучение целевой аудитории. Подходы к сегментации потребителей
  • Тема 7. Разработка и тестирование новинок
  • Тема 8. Анализ коммуникации бренда.
  • Тема 9. Тестирование продукта и упаковки.
  • Тема 10. Ценовые маркетинговые исследования
  • Тема 11. Исследования покупательского поведения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние работы (во 2-м модуле)
    Подготовка детального предложения по проведению исследования (включая задачи, сроки, методику, если это необходимо – размер выборки, ее структуру, размер анкеты и пр.).
  • неблокирующий Оценка за активность на семинарах
  • неблокирующий Решение кейсов
    2 кейса в течение курса, выполнение в группах по 4-5 человек.
  • неблокирующий Домашняя работа (в 1-м модуле)
    Проверка навыка использования исследовательского инструментария, рассмотренного на лекциях и разобранного на примерах в ходе семинарских занятий.
  • неблокирующий Промежуточная контрольная работа
    Проверка навыков анализа результатов исследований, подготовки выводов и рекомендаций.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Домашние работы (во 2-м модуле) + 0.15 * Домашняя работа (в 1-м модуле) + 0.3 * Оценка за активность на семинарах + 0.2 * Промежуточная контрольная работа + 0.2 * Решение кейсов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гришина В. Т. - Маркетинговые исследования: Практикум - Вузовский учебник - 2021 - ISBN: 978-5-9558-0348-7 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=398920
  • Маркетинговые исследования: курс лекций : учебное пособие / Е. Н. Ванчикова, Н. А. Золотарева, О. А. Осодоева [и др.]. — Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2015. — 196 с. — ISBN 978-5-89230-678-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/236288 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Маркетинговые исследования: теория и практика : учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 315 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3285-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/478126 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Скляр, Е. Н. Маркетинговые исследования: Практикум : учебное пособие / Е. Н. Скляр, Г. И. Авдеенко, В. А. Алексунин. — Москва : Дашков и К, 2021. — 216 с. — ISBN 978-5-394-04349-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/229460 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Григорян Е.С. - Маркетинговые коммуникации - НИЦ ИНФРА-М - 2021 - ISBN: 978-5-16-016384-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=363120
  • Романов А. А., Синяева И. М., Поляков В. А. - Маркетинговые коммуникации - Вузовский учебник - 2022 - ISBN: 978-5-9558-0194-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=400303

Авторы

  • Добромыслова Ксения Олеговна
  • Коваленко Надежда Николаевна
  • Балдин Евгений Владимирович
  • Коцюба Алла Станиславовна