• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Современные революции в зарубежных странах

Статус: Курс по выбору (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: английский
Кредиты: 4

Course Syllabus

Abstract

В рамках курса «Современные революции» студенты получат представление о существующих теоретических подходах к изучению революций, основных методах их изучения революций. Будут рассматриваться как традиционные, так и наиболее современные подходы к исследованиям революций. Будут обсуждаться факторы, организационные формы, закономерности протекания и последствия революционных событий. Отдельное внимание уделяется рассмотрению конкретных революционных кейсов, объединенных в волны: «цветные» революции, Арабская весна и глобальной революционной волне конца 2010-х – начала 2020-х гг.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Целью курса «Современные революции» является формирование у студентов представления о существующих теоретических подходах и методах изучения революций, а также их классических и современных интерпретациях. Будут обсуждаться факторы, организационные формы, закономерности протекания и последствия революционных событий. На основе изученного материала у студента появится способность к пониманию процессов функционирования социально-политических систем. В рамках данного курса будет идти речь о причинах, факторах, механизмах, организационных формах и результатов революционных событий. Студенты также получат возможность ознакомиться с революционными волнами XXI века и различными революционными кейсами в разных странах. Помимо этого, студенты получат навыки использования методологического инструментария для изучения революционных событий.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Проводит комплексный анализ ключевых характеристик революций, умеет проводить типологию революционных событий, знает историю изучения революций
  • Знает факторы революционной дестабилизации, умеет анализировать и классифицировать революционные события.
  • Знает понятие революционных волн, умеет анализировать революционные волны и их причины
  • Умеет анализировать отдельные кейсы революций, знает специфику отдельных макрозон
  • Знает основные подходы к исследованию революций, умеет проводить базовый количественный анализ революционных событий
  • Знает какими качественными методами изучаются революции, знает и умеет анализировать исследования революций качественными методами
  • Умеет анализировать кейсы «цветных» революций, знает специфику «цветных» революций в Европе и Азии.
Course Contents

Course Contents

  • Введение в теорию революций, определения, поколения теорий революций, типологизация революций
  • Качественные методы изучения революций
  • Количественные методы изучения революций.
  • Причины революций. Выбор тактики в революциях и причины их успеха. Последствия революций
  • Волны революций: теория
  • Арабская весна, Египетская революция 2011
  • Цветные революции: Сербия, Киргизия, Армения
  • 3-я революционная волна
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Промежуточные тесты
    Промежуточный контроль проверки знаний проводится после прохождения каждой темы. Проводится в форме теста. Тест будет проводится в письменном виде и состоять как из открытых, так и из закрытых вопросов. Тест будет направлен на проверку знаний по пройденным темам. Студент должен ответить на вопросы итогового письменного теста, который содержит задания открытого и закрытого типов. В заданиях открытого типа требуется самостоятельное дополнение предлагаемого текста, или заполнение пропусков в тексте, или свободное изложение собственного ответа на предлагаемый вопрос. Задания закрытого типа предполагают использование альтернативных ответов (только два варианта ответа – да или нет); множественного выбора (наличие вариативности в выборе ответа, когда студент должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых один (или несколько) правильных), восстановления соответствия (на восстановление студентом соответствия между элементами двух списков; либо между текстом и списком; либо между элементами списка и набором иллюстраций; либо между иллюстрацией и списком и т.д.) и восстановления последовательности (где требуется расположить факты, даты и т.д. в правильной последовательности). По результатам итогового теста выставляется балл по десятибалльной системе.
  • non-blocking Групповая презентация
    В рамках семинарских занятий по темам 4 и 5-7 студенты должен подготовить групповое устное выступление по теме каждого занятия с использованием мультимедиа презентации, других визуальных, аудио-или видео материалов. Оценивается уровень активности работы на семинарском занятии (вопросы к докладчикам, развернутые комментарии, уточнения, дополнения), использование научной литературы и источников при ответе со ссылками на конкретные работы, исследование и данные. По результатам презентации выставляется средний балл за ответы на вопросы преподавателя по десятибалльной системе. Баллы подлежат округлению арифметически.
  • non-blocking Экзаменационный тест
    Результаты итогового контрольного мероприятия (письменный тест) оцениваются преподавателем по критериям, которые соотносятся с компетенциями, осваиваемыми студентами в ходе изучения учебной дисциплины. Студент должен ответить на вопросы итогового письменного теста, который содержит задания открытого и закрытого типов. В заданиях открытого типа требуется самостоятельное дополнение предлагаемого текста, или заполнение пропусков в тексте, или свободное изложение собственного ответа на предлагаемый вопрос. Задания закрытого типа предполагают использование альтернативных ответов (только два варианта ответа – да или нет); множественного выбора (наличие вариативности в выборе ответа, когда студент должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых один (или несколько) правильных), восстановления соответствия (на восстановление студентом соответствия между элементами двух списков; либо между текстом и списком; либо между элементами списка и набором иллюстраций; либо между иллюстрацией и списком и т.д.) и восстановления последовательности (где требуется расположить факты, даты и т.д. в правильной последовательности). По результатам итогового теста выставляется балл по десятибалльной системе.
  • non-blocking Семинарская активность
    По каждой теме семинара студенты должны обязательные материалы. Помимо рекомендованной литературы и некоторых других статей, которые могут быть предоставлены преподавателем для конкретного семинара, студентам предлагается прочитать и другие материалы, относящиеся к общей теме курса. Студенты обязаны не только посещать лекции и семинары, но и активно участвовать в дискуссиях во время семинаров, а их индивидуальный вклад во время семинаров будет оцениваться по десятибалльной шкале.
  • non-blocking Эссе
    В 4 модуле студентам будет дано задание написать эссе по курсу. Формулирование темы эссе осуществляется студентами самостоятельно. Эссе должно иметь объем до 40 000 знаков с проблеами (без нижней планки, без учета списка литературы и приложений). Эссе должно непосредственно затрагивать темы и литературу, пройденную в рамках курса. Эссе также должно демонстрировать полученные студентом компетенции, умение анализировать и систематизировать научную литературу, умение выстраивать аргументированную и информированную позицию по вопросам изучения революций.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Групповая презентация + 0.1 * Промежуточные тесты + 0.1 * Семинарская активность + 0.4 * Экзаменационный тест + 0.2 * Эссе
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Fishman, J., Sasaki, M., Zimmermann, E., Goldstone, J., & Sanderson, S. K. (2014). Concise Encyclopedia of Comparative Sociology. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1587280
  • Революции : очень краткое введение, Голдстоун, Д. А., 2015

Recommended Additional Bibliography

  • Korotayev, A. V., Issaev, L. M., Maikov, S. Y., & Shishkina, A. R. (2014). The Arab Spring: A Quantitative Analysis. Arab Studies Quarterly, 36(2), 149–169. https://doi.org/10.13169/arabstudquar.36.2.0149

Authors

  • Bogachev MAKSIM IGOREVICH
  • USTYUZHANIN VADIM VITALEVICH