• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Операционный менеджмент и управление процессами

Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Операционный менеджмент и управление процессами (OM) лежит в основе любого бизнеса. ОМ связан с бизнес-процессами, которые преобразуют входные ресурсы (материалы, информацию, клиентов) в выходные результаты (продукты, услуги, довольных и обслуженных клиентов). Все, что нас окружает (чашка кофе, компьютер, стол, телефон, интернет, знания в обществе), создано при помощи ОМ. OM охватывает гораздо больший функционал, не ограничиваясь только тем, что происходит на производственных площадках таких компаний, как НЛМК, УГМК, Газпромнефть, Toyota, Siemens, Технониколь и других (хотя управление производством важно и составляет серьезную часть OM). Большая часть сотрудников и активов в компаниях задействована в операционной деятельности. Более того, даже финансовые организации, IT фирмы, медиа-компании, некоммерческие организации и госструктуры зависят от своих операционных возможностей. В условиях глобальных вызовов и цифровизации процессов OM является ключом для обеспечения конкурентных преимуществ, а иногда и выживания бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными принципами функционирования операционного менеджмента и его ключевыми подходами и методами
  • Формирование представлений о принципах принятия операционных улучшений в менеджменте
  • Развитие навыков критического мышления с целью анализа происходящих в организациях явлений
  • Совершенствование навыков выстраивания аргументации собственной позиции по проблемам экономической политики
  • Развитие креативности в рамках командной работы при реализации комплексных подходов (например, метода А3)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет потоки, анализирует и классифицирует процессы в организации с помощью освоенных инструментов операционного менеджмента
  • Отбирает и применяет ключевые концепции операционного менеджмента для разработки или совершенствования операционной стратегии и операционной системы компании.
  • Строит карты потока создания ценности, находит узкие места, прорабатывает (выбирает, критически анализирует и отбирает) и предлагает мероприятия для улучшений.
  • Выбирает и использует инструменты и методы решения проблем, производит операционные улучшения с использованием метода А3.
  • Может обозначить новые технологии и охарактеризовать суть цифровизации, а также объяснить, как они влияют на операционный менеджмент.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Операция. Процесс. Операционная система. Операционный менеджмент.
  • Поток и мощность
  • Операционные стратегии и поток
  • Управление качеством
  • Операционные улучшения и развитие производственной системы
  • Операционные (производственные) системы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект А3
    Командный проект А3 операционных улучшений. Тема проекта должна быть согласована с преподавателем. Выбирается организация/процесс, которые легко доступны студентам для изучения. Презентация готовится в группах 3-5 чел. по согласованию с преподавателем.
  • блокирующий Экзаменационный кейс
    Экзамен представляет собой решение мини-кейса. Для решения мини-кейса предлагается использование инструментов, разобранных на семинарах и лекциях. Студентам направляется файл-задание и шаблон для решения в формате pptx.
  • неблокирующий Решение кейсов на семинарах
    На нескольких семинарах студенты в командах решают кейсы. Оценка выставляется по итогам работы и защиты командного решения кейса на семинаре.
  • неблокирующий Тестирования
    Небольшой тест в начале семинара на 10 мин по пройденному материалу. Состоит из закрытых и открытых вопросов. Тест проводится на платформе Smart LMS, Яндекс формы или иной.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Проект А3 + 0.2 * Решение кейсов на семинарах + 0.2 * Тестирования + 0.35 * Экзаменационный кейс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Производственная система Тойоты : уходя от массового производства, Оно, Т., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 18777 - Б. Блохин; Д.Коллинз - Больше, чем бизнес: Как преодолеть ограничения и построить великую компанию - 9785961423679 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/18777
  • Alpina - 195 - Д.Лайкер - Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира - 9785961426793 - Издательская группа «Точка» - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/195
  • Alpina - 64 - Д.Лайкер; Д.Майер - Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota - 9785961426779 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/64
  • Introduction to manufacturing : an industrial engineering and management perspective, Baudin, M., 2023
  • Khojasteh, Y. (2018). Production Management : Advanced Models, Tools, and Applications for Pull Systems. Boca Raton, FL: Productivity Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1556602
  • Догнать зайца : как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь, Спир, С., 2021
  • Критическая цепь, Голдратт, Э. М., 2018
  • Метод А3 в управлении компанией : как создать среду развития и сотрудничества, Шук, Дж., 2021
  • Понимание вариабельности как ключ к устранению организационного хаоса, Уилер, Д., 2020
  • Сиртаки по-японски : о производственной системе Тойоты и не только, Деннис, П., 2019

Авторы

  • Баев Григорий Олегович
  • Черенкова Елена Александровна
  • Андреева Катарина Владимировна
  • Иванова Анастасия Владимировна