Бакалавриат
2024/2025
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Управление цепями поставок и бизнес-аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шапошников Сергей Вячеславович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является одной из ключевых в программе подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» в рамках образовательной программы «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика». Изучение дисциплины строится на основе знаний и навыков, полученных в курсах «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Основы менеджмента и организационное поведение» и «Управление персоналом». Курс предоставляет необходимые знания и развивает навыки для решения задач стратегического менеджмента. Он ориентирован на разработку организационной стратегии, включая стратегии по развитию бизнеса, успешной конкуренции, привлечению и удовлетворению клиентов для достижения поставленных целей. Особое внимание уделяется роли конкурентного преимущества, различным типам корпоративных и конкурентных стратегий, а также основным этапам стратегического управления — от определения миссии, целей и стратегий организации до оценки результатов их реализации. Изучение методов анализа внешней и внутренней среды и подходов к формулированию стратегий поможет студентам развить навыки стратегического управления с краткосрочным и долгосрочным видением устойчивого развития в условиях динамичной бизнес-среды.
Цель освоения дисциплины
- Формирование системы знаний о процессах стратегического управления
- Изучение основных методов анализа внешней и внутренней среды
- Формирование навыков и компетенций студентов по разработке стратегии компании, управление реализацией стратегии и стратегический контроллинг
Планируемые результаты обучения
- Студенты знают о причинах появления стратегического управления, предметном поле стратегического управления, каким образом динамика внешней среды влияла на эволюцию систем управления компанией, основные подходы к определению понятия стратегия, основные этапы развития теории стратегического управления, элементы стратегического процесса, уровни стратегических решений.
- Студенты знают основные понятия и модели стратегического менеджмента и умеет применять их для решения задач развития компании.
- Студенты владеют инструментами и методами анализа внутренней среды компании и используют их для проведения стратегического анализа компании, выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив.
- Студенты понимают значимость миссии и ценностей компании, как они формируются, какую роль играют в формировании стратегии.
- Студенты знают понятия «конкурентоспособность», «ключевая компетенция» и их сущность, источники формирования, понимают теорию конкурентных преимуществ, знают виды конкурентных преимуществ.
- Студенты знают, как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании и культура влияют на внедрение стратегии и умеют использовать их для изменения стратегии и бизнес-модели компании.
- Студенты умеют применять SWOT-анализ, формулировать набор альтернатив, применять матрицу И. Ансоффа, Томпсона и Стрикленда, владеют методами комплексной диагностики стратегической позиции компании и возможностей ее изменения в будущем.
- Студенты понимают характеристики корпоративной стратегии фирмы, вопросы управления многопрофильными корпорациями, умеют использовать матричные методы для анализа и разработки предложений по управлению бизнес-портфелем корпораций. Знают типы базовых стратегий М.Портера, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли.
- Студенты владеют инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и используют их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования.
- Студенты знают базовые теоретические положения матриц портфельного анализа, цели портфельного анализа диверсифицированной̆ компании. Умеют проводить оценку инвестиционной̆ привлекательности стратегических бизнес-единиц с помощью матриц портфельного анализа.
- Студенты умеют проводить выбор перспективного рынка и его сегментирование, обосновывать решения по развитию компетенций организации и трансформации бизнес-модели организации.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в стратегический̆ менеджмент
- Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели
- Стратегическое направление развития организации: целевые установки
- Внешняя среда организации: определение возможностей̆ и угроз
- Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии
- Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды организации
- Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ организации
- Реализация стратегии: управление организационными изменениями
- Корпоративные и конкурентные стратегии организации
- Определение и выбор стратегических альтернатив развития организации
Элементы контроля
- Контрольные тесты
- Анализ кейсаСценарный и стратегический анализ конкретной ситуации с использованием концепций, моделей и инструментов стратегического менеджмента.
- Письменный экзаменИтоговая письменная контрольная работа (включает в себя открытые вопросы и вопросы с вариантами ответов).
- Работа в аудиторииАудиторный контроль: студенты должны изучать до начала занятия рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельного чтения для обсуждения на семинарских занятиях, участвовать в дискуссиях.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.15 * Анализ кейса + 0.15 * Анализ кейса + 0.1 * Контрольные тесты + 0.1 * Контрольные тесты + 0.3 * Письменный экзамен + 0.1 * Работа в аудитории + 0.1 * Работа в аудитории
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Research methods for strategic management, , 2016
- Strategic management : concepts, Rothaermel, F. T., 2013
- Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов, пер. с англ. И. Минервин ; науч. ред. О. Нижельская, 7-е изд., 452 с., Портер, М., 2017
- Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01109-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510458 (дата обращения: 27.08.2024).
- Стратегический менеджмент : создание конкурентного преимущества, , 2018
- Стратегический менеджмент по Котлеру : лучшие приемы и методы, Котлер, Ф., 2022
Рекомендуемая дополнительная литература
- Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 375 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03013-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468729 (дата обращения: 27.08.2024).