Бакалавриат
2024/2025
Турецкий язык
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Айбазова Зухра Казимовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
158
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Турецкий язык» знакомит студентов с грамматической, лексической и фонологической структурой турецкого языка, формирует практические навыки порождения и восприятия текстов на турецком языке в объеме, позволяющем использовать этот язык как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Пороговому продвинутому уровню» B1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком.
Цель освоения дисциплины
- изучение и закрепление основных правил и особенностей фонетики, морфологии и синтаксиса турецкого предложения на материале упражнений и учебных текстов, в том числе оригинальных;
- формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уровне, соответствующем «Продвинутому уровню» В1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Данный уровень является минимально необходимым и достаточным для решения социально-коммуникативных задач в различных областях социально-культурной и бытовой сфер деятельности, а также для дальнейшего самообразования
- знание лексики и фразеологии в объеме от 1000 единиц (1-2 модуль) до 2-2,5 тысяч единиц (3-4 модуль);
- формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми, в том числе сложноорганизованными текстами, написанными на турецком языке
- ознакомление с особенностями лексического состава турецкого языка
- подготовка студентов к участию в международных программах
- использование турецкого языка как средство общения в быту
Планируемые результаты обучения
- В рамках темы «В банке» студент учится совершать несложные финансовые операции, открывать счет, переводить и снимать деньги, менять валюту, оплачивать телефон и счета.
- В рамках темы «В магазине» студен учится совершать покупки в супермаркете, магазине, лавочке, на рынке, изучает названия популярных товаров и отделов в магазинах, учится оплачивать товары на кассе. Диалог покупателя и продавца.
- В рамках темы «В отеле» студент учится бронировать и выбирать номер, регистрироваться в отеле.
- В рамках темы «В ресторане» студент учится делать заказ в ресторане, кафе, беседовать с официантом, оплачивать счет. Студент знакомится с наиболее известными блюдами турецкой кухни.
- В рамках темы «В туристическом бюро» студент изучает названия стран мира, основные направления путешествий, путешествие с познавательной целью, с целью отдыха, а также наиболее известные культурные и исторические памятники на территории Турции.
- В рамках темы «Знакомство» студенты научатся представлять себя, рассказывать из какой они страны, сообщать о себе краткие сведения, расспрашивать собеседника и составлять диалоги на данную тему.
- В рамках темы «Мой друг» студент учится давать описание человека: имя, внешность, человеческие качества, профессия, где учится или работает, его увлечения, привычки.
- В рамках темы «Мой университет» студент описывает учебное заведение, в котором он учится (количество студентов, факультетов, учителей, классов и т.п.), названия помещений в здании университета (кафедра, библиотека, читальный зал, лаборатория и т.п.) и их местонахождение. Диалоги на данную тему.
- В рамках темы «Моя профессия» студент рассказывает о выборе профессии, о том, кем бы ему хотелось стать в будущем, о своих мечтах и планах.
- В рамках темы «Транспорт. Путешествие» студент изучает основные виды транспорта (маршрутка, автобус, такси) и правила поведения в них, учиться спрашивать и объяснять дорогу.
- Используя новые грамматические формы, студент учится рассказывать о своих планах: каникулы, их длительность, возможности зимнего отдыха, развлечения и занятия спортом.
- Используя полученные знания, студент сможет рассказать о распорядке своего дня: подъем, завтрак, учеба и т.п., о поездках в школу, домой, на курсы и т.д., описать, как он проводит свободное время.
- Студент должен знать и уметь грамотно изложить основные характеристики турецкого языка как языка агглютинативного типа, знать классификацию гласных и согласных и законы сингармонизма.
- Студент изучает названия предметов, находящихся в классе, учится описывать данные предметы и класс в целом, применяя усвоенные правила грамматики.
- Студент изучает способы выражения приветствия в турецком языке: уважительное обращение, обращение к равному по статусу и возрасту, приветствия в различное время суток.
- Студент овладевает новой лексикой, изучает названия частей тела и наиболее часто встречающихся болезней, учится записываться на прием и вести беседу с врачом о своем самочувствия.
- Студент учится описывать свой родной город, его месторасположение, вести беседу о его жителях, главных улицах и небольших переулках, промышленных предприятиях, парках и местах досуга, рассказывает о том, как проходило его детство.
- Студент учится рассказывать о своей семье, перечислять своих родственников и описывать родственные связи. Знакомится с составом традиционной и современной турецкой семьи изучает термины родства в турецком языке: различные названия родственников по материнской и отцовской линии, а также в зависимости от их возраста (старший брат, старшая сестра и т.п.).
- Студент учится рассказывать о том, как он проводит свободное время (музыка, кино, музеи, прогулки и т.п.), описывает свои увлечения, любимые и нелюбимые занятия, составляет диалоги на данную тему.
- Студент, используя новую лексику и изученные правила грамматики, учится вести беседу о погоде, задавать вопросы и отвечать на вопросы по данной теме.
- Студент, используя новые грамматические правила, учится рассказывать о себе и о своем образе жизни.
- Студент, используя новые грамматические формы, учится описывать времена года и свойственные им природные явления, а также обычаи и сложившийся уклад жизни людей в разные времена года.
- Студент, используя подученные знания, учится подробно описывать дом, в котором он живет, свою квартиру, овладевает лексикой, необходимой для описания комнат и предметов мебели.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Вводный фонетический курс
- Тема 2. Тема «Приветствие». Неопределенный артикль. Аффикс множественного числа. Определительная группа
- Тема 3. Тема «Погода». Простое нераспространенное предложение. Вопросительное предложение. Вопросы альтернативного типа. Присоединительная и противительная частицы.
- Тема 4. Тема «Класс». Местный падеж. Конструкции, обозначающие наличие и местонахождение. Форма -daki. Числительные.
- Тема 5. Тема «Знакомство». Личные местоимения. Аффиксы сказуемости. Словообразовательные аффиксы –lı, -sız, -cı.
- Тема 6. Тема «Моя семья». Родительный падеж личных местоимений. Аффиксы принадлежности. Конструкции обладания.
- Тема 7. Тема «Мой дом». Родительный падеж. Форма –nınki. Притяжательный (двухаффиксный) изафет. Служебные имена–послелоги. Порядковые и разделительные числительные.
- Тема 8. Тема «Я рассказываю о себе». Глагол. Инфинитив. Конструкции с gerek, gerek yok. Повелительное наклонение 2-е лицо ед. число. Настоящее время данного момента.
- Тема 9. Тема «Мой день». Дательный и исходный падежи. Слова sonra, önce. Формы –dıktan sonra и –madan önce. Числительные от 1 до 100. Порядковые числительные. Обозначение времени дня.
- Тема 10. Тема «Мой университет». Относительный (одноаффиксный) и безаффиксный изафеты. Сложные определительные сочетания
- Тема 11. Тема «Мой друг». Винительный падеж. Категория определенности/неопределенности. Служебные имена и послелоги için, ile, gibi, kadar, dek. Степени сравнения прилагательных.
- Тема 12. Тема «Хобби». Прошедшее категорическое время. Аффикс сказуемости прошедшего времени. Прошедшее время именной категории сказуемости. Дополнительные значения падежных форм. Склонение инфинитива и усеченного инфинитива.
- Тема 13. Тема «В ресторане». Повелительно-желательное наклонение. Формы возможности, невозможности и умения.
- Тема 14. Тема «Планы на каникулы» Будущее категорическое время.
- Тема 15. Тема «Времена года». Настоящее-будущее время. Послелоги başka, dolayı, beri, itibaren, fazla, управляющие исходным падежом.
- Тема 16. Тема «В магазине». Причастие настоящего-прошедшего времени. Наречия.
- Тема 17. Тема «На приеме у врача». Прошедшее субьективное время на –mış. Форма –mış(tır). Послелоги rağmen, doğru, göre, karşı, управляющие дательным падежом.
- Тема 18. Тема «Транспорт. Путешествие». Залоги турецкого языка. Словообразовательные аффиксы, образующие глагольные основы.
- Тема 19. Тема «Мой родной город». Сложные временные формы. Определенный имперфект. Субстантивация именных частей речи. Словообразовательный аффикс –lık.
- Тема 20. Тема «В отеле». Деепричастия на –(y)ıp,-(y)arak, -madan. Условно-желательное наклонение.
- Тема 21. Тема «В банке». Долженствовательное наклонение. Формы выражения долженствования.
- Тема 22. Деепричастия обстоятельства времени. Условная модальность. Тема «В туристическом бюро».
- Тема 23. Тема «Моя профессия». Система сложных времен. Прошедшее неопределенное (неопределенный имперфект) время. Выражение реального и нереального условия.
- Повторение
- Bir randevu
- Türkiye tarihinden. Osman I
- Ensesinde bir sinek. İzmir şehri.
- Köyde hayat
- Şehirde hayat. Spor. İslam dininde bayramlar.
- Cumhuriyetin ilanı. Dört işlem. Otelde.
- Meslekler. Разговорная речь.
Элементы контроля
- Экзамен1.1. Общие сведения о турецком языке (происхождение, история и этапы развития, особенности грамматики, фонетики, лексики; вопросы тестового типа и открытые. Открытые вопросы, в отличие от теста, предполагают развернутые ответы на предложенную тему без выбора правильных/неправильных вариантов). 1.2. Грамматика (различные типы тестов на знание грамматических правил) 1.3. Письменное задание/перевод (перевод с русского или самостоятельное составление коротких словосочетаний/предложений/диалогов/текстов на заданную тему, например, «Диалог в магазине», «Приветствие и знакомство» и пр.). 1.4. Чтение (чтение текстов/диалогов и ответы на вопросы различных типов: утверждение верно/неверно; утверждение присутствует/отсутствует в тексте; и др.).
- АудированиеВыполняется на лингвистической платформе ProgressMe (прослушать аудиозапись(и), выполнить задания к ней/ним, например, письменно ответить на вопросы, написать диктант, заполнить пропуски и пр.).
- Говорение/произношениеДЗ, выполняемое на лингвистической платформе ProgressMe (прочитать вслух список слов/диалог/текст, записывая аудио на платформе; ответить на вопрос(ы), записывая аудио на платформе).
- Экзамен1.1. Грамматика (различные типы тестов на знание грамматических правил): 1.2. Письменное задание/перевод (перевод с русского или самостоятельное составление диалога/объявления/эссе на заданную тему). 1.3. Чтение (чтение текстов/диалогов и ответы на вопросы различных типов: утверждение верно/неверно; утверждение присутствует/отсутствует в тексте; открытые вопросы, например, «Где и когда произошла встреча?», «О чем говорили действующие лица?» и пр.).
- АудированиеВыполняется на лингвистической платформе ProgressMe (прослушать аудиозапись(и), выполнить задания к ней/ним, например, письменно ответить на вопросы, заполнить пропуски, определить верные и неверные утверждения и пр.).
- КейсыЗадание выполняется индивидуально или в группе не более 3-х человек
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.2 * Аудирование + 0.2 * Говорение/произношение + 0.6 * Экзамен
- 2024/2025 4th module0.2 * Аудирование + 0.3 * Кейсы + 0.5 * Экзамен
- 2025/2026 1st module0.6 * Экзамен + 0.2 * аудирование + 0,2 * говорение/произношение
- 2025/2026 3rd module0.5 * Экзамен + 0.2 * аудирование + 0,3 * кейсы