Бакалавриат
2024/2025
Чтение и мышление
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Апполонова Юлия Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Чтение и мышление — процессы, которые не только лежат в основе образовательной и исследовательской деятельности студентов, но и в принципе помогают ориентироваться человеку в мире. При этом они должны рассматриваться не как очевидные, автоматизированные навыки, но как сложно организованные взаимосвязанные феномены, в контексте обращения именно к культуре чтения и мышления. В рамках курса мы будем развивать читательскую грамотность, исследовать то, как мы читаем и как осмысляем прочитанное, изучим факторы, которые затрудняют наше понимание сложных текстов (на материале художественной, научной, философской литературы); изучим чтение и мышление как социально-культурные феномены; разовьем навыки критического чтения текстов, их анализа и интерпретации, перевода внутреннего диалога во внешнее пространство коммуникации, анализа смыслов и аргументации.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представления о культурной истории чтения, его современной роли в обучении и профессиональном развитии.
- Ознакомление с чтением как философской практикой.
- Овладение базовыми методами работы с информацией в научных текстах, соответствующих целеполаганию чтения.
- Развитие системного мышления на основе использования принципов аналитического и критического чтения.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет чтение как культурный феномен и философскую практику.
- Описывает чтение в контексте феноменологической теории.
- Называет и различает основные виды научной литературы и знания.
- Применяет базовые принципы критического и аналитического чтения при работе с текстами.
- Определяет структуру текста, выделяет тезис и аргументы.
- Выделяет причинно-следственные связи в тексте.
- Использует различные типы конспектов при работе с текстами.
Содержание учебной дисциплины
- История и культура чтения и мышления
- Феноменология чтения
- Чтение как навык, практика и искусство
Элементы контроля
- Посещаемость
- Задание на семинаре №1
- Задание на семинаре №2
- Задание на семинаре №3
- Задание на семинаре №4
- Задание на семинаре №5
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.16 * Задание на семинаре №1 + 0.16 * Задание на семинаре №2 + 0.16 * Задание на семинаре №3 + 0.16 * Задание на семинаре №4 + 0.16 * Задание на семинаре №5 + 0.2 * Посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. — ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01316-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028511
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гарднер, Г. Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни: Учебное пособие / Гарднер Г. - Москва :Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9614-5263-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/914654