Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Социальное конструирование искусственного интеллекта

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс рассматривает, с одной стороны, искусственный интеллект как социально сконструированную технологию, с другой - как развитие ИИ модифицирует социальные практики и социальный мир.Студенты ознакомятся с рядом теоретических подходов (“социальное конструирование технологий”, “социальное формирование технологий”, “глубокая медиатизация”), позволяющих анализировать, какие социальные и культурные факторы оказываются важными в процессе освоения ИИ как новой технологии. Так, например, различия в представлениях о том, что такое интеллект или креативность, степени новизны ИИ как технологии будут приводить к усилению разных возможностей инструментов, основанных на ИИ, и разным моделям его регулирования. На основании этих подходов студенты смогут критически оценить ИИ как технологический артефакт, а в дальнейшем будут способны применять освоенные подходы к другим инновациям.Кроме того, будут рассмотрены те социальные практики и сферы, которые “ИИ-зированы”: ИИ и образование, ИИ и наука, ИИ и религия, ИИ и искусство, ИИ и транспорт, ИИ и спорт и др. Отдельное внимание будет уделено репрезентации ИИ и различных инструментов / девайсов на его основе в современной медиакультуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с основными теоретическими рамками, позволяющими анализировать стимулы и барьеры в использовании новых технологий различными сообществами: социальное конструирование технологий (social construction of technology, SCOT) и социальное формирование технологий (social shaping of technology, SST)
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, связанных со взаимодействием человека с искусственным интеллектом в его различных проявлениях и через разнообразные интерфейсы
  • Ознакомить с ключевыми кейсами проникновения ИИ в социальные практики, которые привели к значительным изменениям в различных сферах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует социальные и культурные факторы, оказывающие влияние на процесс освоения ИИ различными сообществами (профессиональными, религиозными, региональными, пр.)
  • анализирует кейсы, связанные с функционированием генеративного ИИ в современных креативных пространствах
  • анализирует различные виды взаимного влияния общества и ИИ друг на друга
  • владеет базовыми знаниями об исследовательских программах, предлагаемых SCOT и SST
  • владеет базовыми знаниями о доминирующих моделях регулирования ИИ в мире
  • называет новейшие исследования социального восприятия ИИ в отношении к области профессионального интереса
  • работает с релевантными базами данных, платформами и сервисами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические подходы к исследованиям технологий
  • Конструирование ИИ в публичных и приватных дискурсах
  • Генеративный ИИ в культурном производстве
  • (Пара)социальные взаимодействия с ИИ-агентами.
  • Практики конструирования ИИ: наблюдение за разработчиками, общение с генеративными моделями, сопротивление алгоритмам.
  • Регулирование ИИ
  • Исследования пользовательского опыта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение занятий
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Чтение статей в группах по 3-5 человек Ознакомление с теоретическими работами, освещающими историю понятия «интеллект» и того, как это влияет на восприятие границ ИИ и тех способностей, которыми он должен обладать. Всей учебной группе будет предложено 4 текста для ознакомления, студентам будет предложено разбиться на 4 группы, в рамках которых они проанализируют основные тезисы статьи.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Генеративный ИИ в культурном производстве Индивидуально или в парах
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Регулирование ИИ: этика, законодательство, технические возможности
  • неблокирующий Домашнее задание 4
    UX исследование – индивидуально или в парах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Домашнее задание 3 + 0.3 * Домашнее задание 4 + 0.1 * Посещение занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bijker, W. E. (ed. ., Hughes, T. P. (ed. ., & Pinch, T. J. (ed. . (1987). The Social Construction of Technological Systems: New Directions in the Sociology and History of Technology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA7C9786
  • Pinch, T. J., & Bijker, W. E. (1984). The social construction of facts and artefacts: or How the sociology of science and the sociology of technology might benefit each other. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A2CBB249
  • The Social Construction of Technological Systems: New Directions in the Sociology and History of Technology. (2012). MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.cris.maastrichtuniversity.nl.publications.8822d670.875e.4a69.9976.19f23c75096a

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pinch, T. J., & Oudshoorn, N. (2003). How Users Matter : The Co-Construction of Users and Technology. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138678

Авторы

  • Уваров Федор Максимович
  • Федорова Ксения Александровна
  • Душакова Ирина Сергеевна