Бакалавриат
2024/2025
Китайский язык для академических целей (основной курс)
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
11
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Китайский язык для академических целей (основной курс)» предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». Дисциплина реализуется на 3 курсе в 1, 2, 3 и 4 модулях. Дисциплина «Китайский язык для академических целей (основной курс)» логически и содержательно связана с предыдущими и последующими этапами обучения. Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов и позволяет сформировать и развить речевую компетенцию (развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи)), языковую компетенцию (языковой материал отобран в соответствии программой дисциплины), социокультурную компетенцию (знакомство с социально-культурными реалиями страны изучаемого языка, особенностями национального менталитета), компенсаторную компетенцию (развитие учебных умений и навыков, позволяющих справляться с учебными задачами, обеспечивающими развитие учебной автономии, формирование творческой самостоятельности) и метапредметную компетенцию. В результате освоения дисциплины студенты овладевают китайским языком на уровне, соответствующем 3 уровню стандартизированного квалификационного экзамена по китайскому языку КНР (HSK 3).
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины «Китайский язык для академических целей (основной курс)» заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, практическом овладении устной и письменной речью китайского языка в сфере профессиональной и межличностной коммуникации. Данная дисциплина подчинена задачам подготовки специалиста, владеющего китайским языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его для решения профессиональных задач педагогической, научно-методической и научно-исследовательской, переводческой, консультативно-коммуникативной и организационно-управленческой деятельности на уровне, соответствующем 3 уровню стандартизированного квалификационного экзамена по китайскому языку КНР (HSK 3).
Планируемые результаты обучения
- Знать интонационно-произносительные особенности китайского языка, в соответствии с требованиями нормативной фонетики
- Знать правила написания иероглифов, систему пунктуации китайского языка
- Знать основной лексический и грамматический материал, распределенный по темам
- Знать особенности построения монологической и диалогической речи
- Знать особенности построения письменного высказывания
- Уметь писать иероглифы, отобранные для данного этапа обучения, по порядку черт, понимать структуру иероглифического знака; применять правила чтения и написания в рамках изучаемого лексикограмматического материала
- Уметь распознавать и употреблять китайские знаки препинания
- Уметь соблюдать нормы произношения звуков и тонов китайского языка, словесного ударения и других звуковых явлений в потоке речи; определять в соответствии с ритмико-интонационным оформлением основные коммуникативные типы предложения
- Уметь употреблять лексические единицы в контексте различных ситуаций общения в пределах тематики курса; выбирать речевые средства в соответствии с коммуникативным намерением, контекстом деятельности, личным опытом, интересами, способом выражения и формулирования мысли
- Уметь строить словосочетания, простые предложения; распознавать и употреблять грамматические структуры, ориентированные на выражение различных грамматических значений; строить повествовательные предложения, вопросы различных типов, положительные/ отрицательные ответов на вопрос; распознавать и адекватно употреблять предлоги, союзы, наречия
- Уметь выражать основные речевые функции (поздравление, пожелание, извинение, переспрос, благодарность); расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; соблюдать правила речевого этикета
- Уметь в соответствии с лексическим и грамматическим материалом по предусмотренным программой темам составлять монологическое высказывание
- Владеть основными навыками различения на слух и произношения всех звуков китайского языка
- Владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации
- Владеть навыком ведения диалога-расспроса, диалога этикетного характера, диалога-обмена мнениями, диалога-побуждения к действию
- Владеть навыком использования основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение: кратко высказываться на заданную тему, на основе прочитанного/услышанного, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей
- Владеть навыком устной речи в нормальном темпе с соблюдением логического ударения, интонации; уметь говорить логично и связно понимать звучащую речь
- Владеть навыком понимания основного содержания текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов, используя разные виды догадки; понимать необходимую/конкретную информацию аутентичных аудио и видеотекстов, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, соотносить содержание услышанного с личным опытом
- Владеть навыком чтения с целью понимания основного/полного содержания, читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации; определять хронологический/логический порядок событий в тексте; пользоваться справочными материалами (китайско-русским словарём, лингвострановедческим справочником); делать выборочный перевод с китайского языка на русский
- Владеть навыком письменной речи, уметь создавать тексты разной направленности: заполнять анкеты, формуляры, подписывать открытки, писать записки, письма, сообщения; делать записи, составлять план устного сообщения, кратко излагать содержание прочитанного или услышанного.• операциями, лежащими в основе понимания речи
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. 日常生活 (Повседневная жизнь)
- Раздел 2. 日常生活与校园的生活 (Повседневная жизнь и университет)
- Раздел 3. 校园的生活 (Жизнь в кампусе)
- Раздел 4. 交通与旅游 (Путешествие и транспорт)
Элементы контроля
- Устная речьУстная речь: Устный опрос — работа, проводимая с целью формирования, развития и совершенствования продуктивных навыков говорения учащихся в течение учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Устный опрос может включать в себя следующие типы заданий: пересказ, работа с изобразительной опорой, устное монологическое высказывание по заявленной теме или проблематике. При проверке устного опроса учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация устного высказывания, фонетика, лексика, грамматика, речевое оформление, объем высказывания.
- Устная речьУстная речь: Устный опрос — работа, проводимая с целью формирования, развития и совершенствования продуктивных навыков говорения учащихся в течение учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Устный опрос может включать в себя следующие типы заданий: пересказ, работа с изобразительной опорой, устное монологическое высказывание по заявленной теме или проблематике. При проверке устного опроса учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация устного высказывания, фонетика, лексика, грамматика, речевое оформление, объем высказывания.
- Письменная речьПисьменная речь: Письменная работа — работа, проводимая с целью формирования, развития и совершенствования продуктивных письменных навыков учащихся в течение учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Письменная работа может включать в себя следующие типы заданий: электронное письмо другу, рассказ по картинкам, диктант. При проверке письменной работы учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация работы, иероглифика, лексика, грамматика, пунктуация, объем письменного высказывания.
- Письменная речьПисьменная речь: Письменная работа — работа, проводимая с целью формирования, развития и совершенствования продуктивных письменных навыков учащихся в течение учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Письменная работа может включать в себя следующие типы заданий: электронное письмо другу, рассказ по картинкам, диктант. При проверке письменной работы учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация работы, иероглифика, лексика, грамматика, пунктуация, объем письменного высказывания.
- Аттестационная работаАттестационная работа — итоговая письменная работа за учебный период: проводится на последнем занятии учебного периода, т.е. после второго и четвертого модулей, перед экзаменом. Аттестационная работа проводится централизованно: формат работы един для всех студентов, обучающихся по данной дисциплине в рамках данного учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Аттестационная работа может включать в себя следующие типы заданий: электронное письмо другу (второй модуль), рассказ по картинкам (четвертый модуль). При проверке аттестационной письменной работы учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, организация работы, иероглифика, лексика, грамматика, пунктуация, объем письменного высказывания.
- Аттестационная работаАттестационная работа — итоговая письменная работа за учебный период: проводится на последнем занятии учебного периода, т.е. после второго и четвертого модулей, перед экзаменом. Аттестационная работа проводится централизованно: формат работы един для всех студентов, обучающихся по данной дисциплине в рамках данного учебного периода. Задания могут быть размещены в SmartLMS. Аттестационная работа может включать в себя следующие типы заданий: электронное письмо другу (второй модуль), рассказ по картинкам (четвертый модуль). При проверке аттестационной письменной работы учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, организация работы, иероглифика, лексика, грамматика, пунктуация, объем письменного высказывания.
- ЭкзаменЭкзамен — устный опрос, проводимый с целью контроля сформированности продуктивных навыков говорения обучающихся. При оценивании устного опроса учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация устного высказывания, фонетика, лексика, грамматика, речевое оформление, объем высказывания. Экзамен включает в себя два задания: 1) Работа с иероглифическим текстом (контрольное чтение отрывка, пересказ текста, ответ на вопросы по тексту). 2) Беседа с экзаменатором на заданную тему (устное высказывание с изобразительной опорой по выбранной тематике).
- ЭкзаменЭкзамен — устный опрос, проводимый с целью контроля сформированности продуктивных навыков говорения обучающихся. При оценивании устного опроса учитывается выполнение следующих аспектов: содержание, реализация коммуникативного намерения, организация устного высказывания, фонетика, лексика, грамматика, речевое оформление, объем высказывания. Экзамен включает в себя два задания: 1) Работа с иероглифическим текстом (контрольное чтение отрывка, пересказ текста, ответ на вопросы по тексту). 2) Беседа с экзаменатором на заданную тему (устное высказывание с изобразительной опорой по выбранной тематике).
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Аттестационная работа + 0.2 * Письменная речь + 0.2 * Устная речь + 0.4 * Экзамен
- 2024/2025 4th module0.2 * Аттестационная работа + 0.2 * Письменная речь + 0.2 * Устная речь + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Базовый уровень. Ступень I : учебник / С. Ли, Л. Хуан, С. Цянь , под редакцией А. Г. Сторожука , перевод с японского Е. И. Митькина [и др.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 336 с. — ISBN 978-5-9925-1339-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114280 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Калинин, О. И. Китайский язык: 3-й уровень коммуникативной компетенции. Развиваем навыки аудирования, говорения, чтения и письма : учебное пособие / О. И. Калинин, А. В. Игнатенко. — Москва : ВКН, 2022. — 236 с. — ISBN 978-5-7873-1899-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/300569 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.