• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Онтология и теория познания (углубленный курс)

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 104

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Онтология и теория познания (углубленный курс)” является продолжением дисциплины «Онтология и теория познания», вместе с которой входит в ядро учебного плана ОП «Философия». Дисциплина нацелена на углубленное освоение студентами классических и неклассических онтологических моделей, важнейших теоретико-познавательных парадигм и направлений, философских методологий, концепций истины, а также онтологических и гносеологических аспектов исследования культуры и истории. В отличие от курсов историко-философского характера, данный курс представляет философскую традицию в проблемно-теоретическом ракурсе, что дает возможность применения полученных знаний к анализу современных дискуссий по таким вопросам, как природа философского знания, роль метафизики в современной философии, соотношение метафизики и науки, субъектно-объектное отношение в теории познания, психофизическая проблема и др
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание рационально-теоретической базы для разработки совокупности мировоззренческих проблем, связанных пониманием отношения познания к действительности.
  • Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решение онтологических и гносеологических проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем и формирование умения проводить сравнительный анализ изучаемых подходов.
  • Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение ориентироваться на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Направленность на рациональный критицизм при анализе проблемы бытия.
  • Умение проводить критический и сравнительный анализ различных концепций, связанных с осмыслением отношения бытия и сущего.
  • Обладание рационально-теоретической базой для проведения сравнительного и критического анализа различных концепций истины и самостоятельной разработки проблемы истины.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки совокупности проблем, связанных с субъектно-объектным отношением в теории познания.
  • Знание специфики постановки и решения философских проблем с позиции абсолютного идеализма.
  • Знакомство с основаниями и критикой субъективизма.
  • Знание того особого содержания, которым категории субъекта и объекта наполняются в различные историко-культурные эпохи в зависимости от онтологических и гносеологических парадигмальных установок.
  • Знакомство с феноменологическим подходом к решению онтологических и теоретико-познавательных проблем.
  • Знание различных подходов к проблеме методологии философского познания, умеет проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знание специфики постановки и решения философских проблем самосознания и самопознания в рамках различных теоретико-познавательных парадигм.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки проблемы природы сознания.
  • Сформированность рационально-теоретической базы для разработки проблемы фактичности субъективности и ее бытия в мире.
  • Знакомство с прагматистскими теориями истины и их отношением к классической теории истины.
  • Знакомство с критикой метафизики с позиции неклассической теории познания, знание оснований и трудностей позитивизма.
  • Знание оснований «лингвистического поворота» в онтологии и теории познания.
  • Сформированность рационально-теоретической базы для разработки проблемы границ мышления.
  • Знакомство с моделями объяснения сознания с позиции философии языка.
  • Онтологическое и гносеологическое понимание проблемы феномена как «Erscheinung» в трансцендентальной философии.
  • Знакомство с терминологическим аппаратом трансцендентализма.
  • Умение различать эмпирическую реальность и трансцендентальную идеальность объекта познания.
  • Понимание понятия «ноумена» как «пограничного понятия» («Grenzbegriff»).
  • Знакомство с трансцендентальным подходом к проблеме объективности опыта.
  • Умение анализировать и контекстуализировать трансцендентальную связь между понятием «объекта» и понятием «категории».
  • Понимание онтологического и гносеологического значения метафизической дедукции категорий.
  • Понимание онтологического и гносеологического значения трансцендентальной дедукции категорий.
  • Знакомство с проблемой тождества познающего и познаваемого в рамках немецкого идеализма.
  • Умение анализировать онтологическое и гносеологическое значение связи между идеей и феноменом.
  • Понимание связи между натурфилософией и концепцией философии как науки об идеях.
  • Знакомство с интерпретацией понятий «материи» и «света» в натурфилософии Шеллинга.
  • Умение критически анализировать онтологические отношения между «Erscheinung», «Idee» и «Schein».
  • Понимание онтологической значимости закона основания.
  • Понимание значения «идеи» и «чистого субъекта познания» в метафизике прекрасного Шопенгауэра.
  • Умение определять онтологическое значение «аполлонической культуры» в рамках «Рождения трагедии» Ницше. Умение онтологически и гносеологически анализировать смысл ницшевского выражения «Schein des Scheins».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Erscheinung: идеальность феномена. Проблема объекта познания в трансцендентальной философии.
  • Erscheinung: объективность феномена. Рассудок и опыт. Проблема объективности познания.
  • Idee: реальность феномена. Рассудок и материя. О возможности познания Абсолюта.
  • Schein: не-реальность феномена. Представление и философия искусства: видения Не-бытия.
  • Идея как абсолют
  • Корреляционизм как неклассический вариант понимания субъектно-объектного отношения
  • Феноменология как теоретико-познавательная установка. Феномен как относительный абсолют
  • Сознание без «Я»
  • Прагматистский метод решения проблем познания
  • Позитивизм как теоретико-познавательная установка
  • Я как «бытие в мире»: проблема соотношения субъективности и темпоральности, концепт «телесной воплощенности» познающего субъекта
  • От «философии субъекта» к «философии языка»: истоки проекта элиминации субъекта
  • Феномен «поворота» в философии
  • Субъект современности и современность субъекта
  • Проблематизация феноменов, типов субъективности и установок
  • Необходимость основания и типы оснований
  • От Тождества к Различию
  • Сборки дискурса и дискурсивные практики
  • Метафоры познания и трактовки эпистемологического инструментария
  • Познание и его предметы
  • Практики познания и познание как практика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (1 модуль)
    Активность оценивается по десятибалльной шкале на каждом семинаре, при этом оценка складывается из баллов, полученных 1) за представление «тематических конспектов» по фундаментальным разделам исследуемых текстов (6 б.), 2) за минимально необходимое участие в обсуждении тем семинара (3 б.), 3) за присутствие без участия в обсуждении (1 б.). Суммарная оценка за активность вычисляется следующим образом: среднее значение баллов, полученных на каждом семинаре. Отсутствие активности на семинаре может быть отчасти (до 60% от количества баллов за активность) компенсировано выполнением письменного домашнего задания по итогам семинара.
  • неблокирующий Аудиторная работа (2 модуль)
    Активность оценивается по десятибалльной шкале, при этом оценка складывается из баллов, полученных за устные ответы на каждом из семинаров. За активность на семинаре в рабочую ведомость выставляется 1, за минимально необходимое участие в обсуждении темы – 0,5, за присутствие без участия в обсуждении – 0,1. Суммарная оценка за активность вычисляется следующим образом: сумма баллов за все семинары умножается на 10 и делится на количество семинаров. Отсутствие активности на семинаре может быть отчасти (до 60% от количества баллов за активность) компенсировано выполнением письменного домашнего задания по итогам семинара.
  • неблокирующий Контрольная работа (2 модуль)
    Письменная работа, время выполнения: 40 минут. Возможна отработка пропуска контрольной работы по уважительной причине. По договоренности между преподавателем и студентами выбирается дата и время для написания контрольной.
  • неблокирующий Эссе (2 модуль)
    Объем работы: от 9000 до 12000 печатных знаков с пробелами. В списке литературы должно быть не менее 4 источников. Работа сдается через LMS или по электронной почте не позднее чем за 2 недели до конца модуля. Обязательна проверка на плагиат.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен устный, по билетам. В каждом билете 2 вопроса из списка, с которым студенты могут ознакомиться не позднее чем за месяц до экзамена. На подготовку ответа на вопросы билета отводится 40 минут. Можно пользоваться литературой, конспектами лекций и прочими источниками информации. В процессе подготовки можно делать записи. При этом оценивается только устный ответ.
  • неблокирующий Эссе (третий модуль)
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    2024/2025 учебный год 2 модуль = 0,4*Накопленная оценка (1 модуль)+0,6* Накопленная оценка (2 модуль). Накопленная оценка (1 модуль)= 0,4* Аудиторная работа (1 модуль)+0,6*Письменная работа (1 модуль). Накопленная оценка (2 модуль)= 0,4* Аудиторная работа (2 модуль)+0,3*Контрольная работа (2 модуль)+0,3*Эссе (2 модуль).
  • 2024/2025 3rd module
    2024/2025 учебный год 3 модуль=Итоговая оценка по дисциплине=0,6*Накопленная оценка (1-3 модули)+0,4*Экзамен. Накопленная оценка (1-3 модули) = 0,65*(2024/2025 учебный год 2 модуль)+0,35*Накопленная оценка (3 модуль). Накопленная оценка (3 модуль) = 0,4*Аудиторная работа (3 модуль)+0,3*Контрольная работа (3 модуль)+0,3*Эссе (3 модуль). Если накопленная оценка за 1-3 модули после округления составляет 7 баллов и выше, то студент может "автоматически" получить за экзамен оценку, равную накопленной. При этом необходимым условием для получения "автомата" является выполнение всех форм контроля 1-3 модулей на оценку не ниже 6 баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Витгенштейн Л., Руднев В. - Избранные работы - Территория будущего - 2005 - ISBN: 5-7333-0151-1 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=114502
  • Джемс В. - Прагматизм - - 1910 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=97577
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
  • Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и для никого / Ф. Ницше , перевод с немецкого Ю. М. Антоновского. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 319 с. — ISBN 978-5-8291-3559-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132917 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сартр, Ж. П. Проблемы метода. Статьи / Ж. П. Сартр , перевод с французского В. П. Гайдамака. — Москва : Академический Проект, 2020. — 222 с. — ISBN 978-5-8291-3567-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132942 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : сборник научных трудов / А. Шопенгауэр , перевод с немецкого Ю. И. Айхенвальда, М. И. Левиной. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019 — Том 1 — 2019. — 567 с. — ISBN 978-5-8291-2402-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132948 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гегель, Г.  Наука логики в 3 ч. Часть 1. Учение о бытии / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 317 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06738-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516494 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гегель, Г.  Наука логики в 3 ч. Часть 2. Учение о сущности / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 169 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06740-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516495 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гегель, Г.  Наука логики в 3 ч. Часть 3. Учение о понятии / Г. Гегель ; переводчик Б. Г. Столпнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06741-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516496 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль , перевод с немецкого В. И. Молчанова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 229 с. — ISBN 978-5-8291-3576-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133318 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Соболев, Ю. В. Философия. Экзистенциализм : учебное пособие / Ю. В. Соболев, Н. С. Буртасова. — Красноярск : СибГТУ, 2013. — 88 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/60804 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : сборник научных трудов / А. Шопенгауэр , перевод с немецкого Ю. И. Айхенвальда, М. И. Левиной. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019 — Том 2 — 2019. — 733 с. — ISBN 978-5-8291-2403-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132949 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шопенгауэр, А. О четверояком корне закона достаточного основания (1813) (Пер. Ю. И. Айхенвальд) / А. Шопенгауэр. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 115 с. — ISBN 978-5-507-10861-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5910 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Рябушкина Татьяна Михайловна
  • Мавринский Илья Игоревич