Бакалавриат
2024/2025
Психология для преподавателя
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Корягина Наталья Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для студентов, планирующих связать свою профессиональную жизнь с преподаванием в контексте школы, вуза или дополнительного образования. В курсе будут рассмотрены соответствующие аспекты возрастной, социальной и педагогической психологии. Студенты поймут, каким образом необходимо учитывать психологические теории при коммуникации с различными участниками учебного процесса, организации аудиторной и самостоятельной работы, а также использовать знание психологии для предотвращения выгорания и оптимальной организации труда.
Цель освоения дисциплины
- 1) Формирование представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности.
- 2) Ознакомление с механизмами возникновения новых форм поведения и закономерностями развития психической деятельности.
- 3) Формирование способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
- 4) Ознакомление со способами психологического влияния на личность и группу.
- 5) Совершенствование компетенций в сфере коммуникации, делового общения и самопрезентации личности.
- 6) Изучение факторов, влияющих на эффективность коммуникации.
- 7) Ознакомление со способами поведения и разрешения конфликтных ситуаций.
- 8) Актуализация специальных знаний и практик в области психологии воздействия и убеждающей коммуникации, способов защиты от манипуляций.
- 9) Обучение анализу конкретных коммуникативных ситуаций и применение полученных знаний для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
Планируемые результаты обучения
- Будет знать базовые понятия возрастной, социальной и педагогической психологии, а также психологии общения и конфликтологии; их основные разделы, научные школы и направления и методы.
- Развивать теорию о трех основных направлениях развития человека (когнитивном, социальном, личностном); основные подходы к изучению развития человека.
- Будет иметь представление о феномене ощущения и его характеристиках, классификацию ощущений и параметры их измерения; также о восприятии, его свойствах, принципах группировки стимулов, об особенности восприятия пространства, времени и движения, о некоторых иллюзиях восприятия.
- Определять понятия внимания, виды внимания, его свойства; определение памяти, ее виды, закономерности мнемических процессов; искажения и нарушения памяти.
- Представлять основные психологические феномены: потребности, мотивы, общение, влияние и пр.; о закономерностях их проявления и различных формах.
- Будет знать определение научения, виды научения и его закономерности; классификацию типов помощи и противодействия обучению и развитию.
- Определять мышление, его виды, структуру задач, стадии процесса их решения задач, отличительные характеристик эвристик и алгоритмов; структуру, функции, виды и свойства человеческой речи, взаимосвязи мышления и речи, гипотезу лингвистической относительности Сепира — Уорфа.
- Будет иметь представление об особенностях и эффектах социального взаимодействия и взаимовлияния; способах противостояния психологическому влиянию.
- Будет понимать основные механизмы общения, влияющие на его эффективность.
- Сможет выделять проблемы общения и взаимодействия в личной и общественной жизни, применять полученные знания для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
- Будет использовать психологические знания для анализа конкретных коммуникативных ситуаций.
- Будут сформированы первичные навыками работы в социальной группе, используя приемы психологического воздействия.
- Будут анализировать особенности конфликтов в различных сферах деятельности, причины их возникновения. Применять навыками разрешения конфликтов. Анализировать опорную схему конфликтной ситуации.
- Будут использовать стратегии поведения в конфликтной ситуации, применять правила по разрешению конфликтов, оценивать признаки, объективные и психологические составляющие, функции межличностных конфликтов
- Смогут анализировать причины возникновения различных конфликтов в организации, применять способы разрешения конфликтов, основываясь на переговорном процессе.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Психология как наука: теоретические подходы и эмпирическое исследование. Детство как предмет психологического исследования
- Тема 2. Базовые когнитивные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память
- Тема 3. Высшие когнитивные процессы: мышление и речь. Использование при обучении
- Тема 4. Потребности и мотивы. Эмоциональные состояния
- Тема 5. Социальное научение: формирование навыков. Проблема социализации ребенка
- Тема 6. Личность: подходы к изучению. Имидж и самопрезентация личности
- Тема 7. Психология общения: основные факторы эффективной межличностной коммуникации
- Тема 8. Конфликтное общение. Переговоры как способ разрешения противоречия
- Тема 9. Социальное влияние и взаимодействие. Убеждающая коммуникация
- Тема 10. Деловое общение и организационная коммуникация
Элементы контроля
- Аудиторная работаОсуществляется в ходе семинарских и практических занятий, предполагает обсуждение прочитанной литературы, ответы на вопросы преподавателя и выполнение творческих заданий.
- ДокладЦель доклада – более подробное изложение отдельных тем, которые не затрагиваются или затрагиваются только кратко в материалах лекций и рекомендованной литературе по теме семинарских занятий. Время презентации – не более 10 минут, время ответов на вопросы – не более 5-7 минут.
- Контрольная работа 1Тест проводятся после изучения основных тем программы (Кр.р. 1 по темам 1-5) в форме письменного теста, расположенного в системе LMS. Результаты теста зависят от количества правильно выполненных заданий.
- Контрольная работа 2Тест проводятся после изучения основных тем программы (Кр.р. 2 по темам 6-10) в форме письменного теста, расположенного в системе LMS. Результаты теста зависят от количества правильно выполненных заданий.
- ЭкзаменТест осуществляется в форме письменного теста, расположенного в системе LMS. Результаты теста зависят от количества правильно выполненных заданий.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.300 аудиторная работа (при необходимости в онлайн формате на платформе Zoom) (индивидуальная и групповая) 0.200 экзамен (письменный тест) в lms 0.300 доклад в форме презентации 0.200 контрольная работа 1,2 в форме письменных тестов в lms.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Возрастная психология : учеб. пособие для вузов, Обухова, Л. Ф., 2001
- Конфликтология : учебник для вузов, Анцупов, А. Я., 1999
- Корягина, Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 378 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16070-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530373 (дата обращения: 27.08.2024).
- Корягина, Н. А. Социальная психология : учебник для вузов / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 492 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16491-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531167 (дата обращения: 27.08.2024).
- Психология общения : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Корягина Н.А., Антонова Н.В., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для вузов, Анцупов, А. Я., 2006
- Корягина, Н. А. Социальная психология: теория и практические методы : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01491-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511248 (дата обращения: 27.08.2024).