• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Теория и практика устного и письменного перевода

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория и практика устного и письменного перевода» является обязательной и изучается на 3 курсе (1 – 2 модули). Это основная дисциплина специализации «Перевод и переводоведение», которая включает в себя следующие разделы: 1) общая теория перевода (семинары); 2) основы письменного перевода (практические занятия); 3) основы устного перевода (практические занятия). На семинарских занятиях рассматриваются следующие вопросы: языковая картина мира и перевод; транслатологическая классификация текстов; репрезентативность перевода как современный подход к оценке качества перевода; репрезентативность перевода на фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом уровнях; переводческие трансформации; прагматика перевода; единицы перевода. Студенты расширяют и углубляют свои теоретические знания в ходе дискуссий, презентаций на основе дополнительной литературы, анализа текстов переводов. В рамках раздела «Основы письменного перевода» студенты знакомятся со специальными приемами, используемыми в процессе письменного перевода, а также осваивают их практической применение. На практических занятиях по устному переводу студенты обучаются абзацно-фразовому переводу звучащих примарно-когнитивных текстов, таких, как информационное сообщение, и примарно- эмоциональных текстов, таких, как интервью. В процессе обучения происходит знакомство со стратегией и тактикой выполнения устного перевода. Курс предусматривает освоение навыков перевода с английского языка на русский. Пререквизитом является дисциплина «Введение в специальность. Перевод и переводоведение». Сформированные умения и навыки послужат фундаментом для освоения дисциплин «Проблемы англо-русского перевода», «Устный перевод и семантография», «Специальный перевод (научно-технический перевод, перевод публицистики, аудиовизуальный перевод)».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения раздела «Общая теория перевода» являются знакомство с основными концепциями переводоведения и формирование переводческой коммуникативной компетенции в ее теоретическом и практическом аспектах. В рамках раздела «Основы письменного перевода» студенты знакомятся со специальными приемами, используемыми в процессе письменного перевода, а также осваивают их практической применение. В рамках раздела «Основы устного перевода» студенты обучаются абзацно-фразовому переводу звучащих примарно-когнитивных текстов, таких, как информационное сообщение, и примарно- эмоциональных текстов, таких, как интервью. В процессе обучения происходит знакомство со стратегией и тактикой выполнения устного перевода. Курс предусматривает освоение навыков перевода с английского языка на русский.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть базовыми навыками редактирования своего и чужого перевода
  • владеть методами теоретического и эмпирического исследования перевода как процесса и результата
  • владеть навыками использования существующего ресурсного обеспечения работы переводчика
  • владеть навыками применения основных методов переводческого анализа для решения переводческих задач
  • владеть навыком быстрого переключения с одного языка на другой
  • владеть переводческими технологиями и методикой оценки качества перевода
  • владеть приемами мнемотехники
  • владеть профессиональной техникой речи
  • владеть способностью запоминать с первого предъявления до 70 слов связного сообщения, которое может включать до 4 единиц прецизионной лексики различных типов
  • знать виды информации и языковые средства их оформления в тексте; транслатологическую классификацию текстов
  • знать кодекс профессиональной этики устного переводчика
  • знать нормативные документы, определяющие специфику профессиональной деятельности переводчика
  • знать нормативные документы, определяющие специфику профессиональной деятельности переводчика.
  • знать принципы использования различных переводческих трансформаций
  • знать современные требования к продуктам переводческой деятельности и принципы оценки качества перевода
  • знать теоретико-переводческие универсалии; транслатологическую классификацию текстов; виды информации в тексте; различные модели переводческой деятельности; критерии репрезентативности на макро- и микроуровне
  • знать этапы процесса письменного перевода
  • знать этапы процесса устного и письменного перевода
  • уметь анализировать результаты письменного перевода, определять причины переводческих ошибок, осуществлять редактирование и саморедактирование варианта перевода
  • уметь ориентироваться в потоке научной информации для использования новых принципов и подходов в своей исследовательской работе и переводческой практике
  • уметь ориентироваться в потоке научной информации для использования новых принципов и подходов в своей исследовательской работе и переводческой практике.
  • уметь осуществлять письменный перевод на основе аналитического вариативного поиска с использованием различных типов словарей и других надежных источников информации, а также с применением переводческих трансформаций для обеспечения его репрезентативности
  • уметь переводить с английского на русский язык с листа тесты, не требующие предварительной подготовки в специальных областях знаний
  • уметь применять теоретическую информацию для анализа и оценки качества существующих переводов
  • уметь проводить предпереводческий анализ текста, включая определение потенциальных переводческих трудностей на разных языковых уровнях
  • уметь создавать звучащие произведения речи заданного типа на языке перевода (русском)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Перевод как процесс коммуникации.
  • Теории (модели) переводческой деятельности
  • Системный подход к изучению перевода и понятие качества перевода
  • Актуальные проблемы теории перевода и их роль в оптимизации переводческой практики.
  • Виды информации и основные языковые средства, оформляющие тот или иной вид информации.
  • Этапы процесса перевода
  • Переводческие трансформации
  • Переводческий анализ на этапе восприятия звучащего текста
  • Переводческие проблемы на этапе синтеза текста устного перевода
  • Устный последовательный перевод и его виды.
  • Устный абзацно-фразовый перевод информационного сообщения
  • Устный абзацно-фразовый перевод интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1-1
  • неблокирующий контрольная работа 1-2
  • неблокирующий контрольная работа 2-1
  • неблокирующий контрольная работа 2-2
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * контрольная работа 1-1 + 0.15 * контрольная работа 1-2 + 0.15 * контрольная работа 2-1 + 0.15 * контрольная работа 2-2 + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сапогова Л.И. - Переводческое преобразование текста: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0698-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115887
  • Яшина, Н. К. Практикум по переводу с английского языка на русский : учебное пособие / Н. К. Яшина. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 72 с. — ISBN 978-5-9765-0740-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119466 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Купцова, А. К.  Английский язык: устный перевод : учебное пособие для вузов / А. К. Купцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05344-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/439030 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Беляева Татьяна Николаевна