Магистратура
2024/2025
Новейшие направления исследований дискурса
Статус:
Курс обязательный (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Мартюшова Наталья Олеговна
Прогр. обучения:
Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Язык:
русский
Кредиты:
9
Программа дисциплины
Аннотация
Цель курса – познакомить студентов с основными современными подходами к анализу дискурса и методами исследования, а также сформировать практические навыки работы с различными текстами. Учебный процесс строится на изучении основных работ в рамках актуальных подходов к дискурс-анализу, рассмотрении примеров исследований, выполненных в рамках каждого из подходов, подготовке исследования с применением методов дискурс-анализа, а также его презентации. Пререквизиты курса: уровень владения английским языком не ниже B2 (средний продвинутый уровень владения иностранным языком по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками); знание методов и общих принципов исследования гуманитарного профиля (способность к подготовке и проведению научного исследования).
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с современными подходами к анализу дискурса и методами исследования
- Формирование навыков работы с различными текстами при проведении исследований междисциплинарного характера с применением дискурсивного анализа
- Применение критического дискурс-анализа для исследований междисциплинарного характера
Планируемые результаты обучения
- Выделять основные подходы к анализу дискурса
- Описывать процедуру проведения дискурс-анализа в рамках рассмотренных подходов
- Использовать методы дискурс-анализа в рамках различных подходов
- Аргументировать выбор методов дискурс-анализа для проведения исследования
- Давать критическую оценку результатам дискурс-анализа в рамках различных подходов
- Представлять результаты проведения дискурс-анализа как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
Содержание учебной дисциплины
- Введение в исследования дискурса:
- Лингвистика текста и дискурс-анализ
- Дискурс и социум
- Критический дискурс-анализ
- Новые направления в исследованиях дискурса
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с докладами, участие в дискуссиях, ответы на вопросы на занятиях, выполнение тестовых работ, а также прохождение онлайн-курса.
- Аудиторная работа
- Письменный индивидуальный проект
- Презентация индивидуального проектаПрезентация индивидуального проекта предполагает подготовку устного представления проекта исследования.
- Письменный индивидуальный проектПисьменный проект выполняется индивидуально. Основные содержательные компоненты письменного проекта: введение (описываются общие сведения об исследовании: актуальность, цель, исследовательские вопросы, методы исследования); обзор литературы (приводится обзор теоретического материала исследования); методы (детально описывается процедура исследования и использованные методы); результаты исследования; выводы.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.4 * Аудиторная работа + 0.6 * Письменный индивидуальный проект
- 2024/2025 3rd module0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Письменный индивидуальный проект + 0.4 * Презентация индивидуального проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110
- Teun A. Van Dijk. (2001). Principles of Critical Discourse Analysis.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hyland, K., & Paltridge, B. (2011). Continuum Companion to Discourse Analysis. Continuum.
- Wodak, R., & Krzyżanowski, M. (2008). Qualitative Discourse Analysis in the Social Sciences. Houndmills, Basingstoke, Hampshire [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523136