• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Новейшие направления исследований дискурса

Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – познакомить студентов с основными современными подходами к анализу дискурса и методами исследования, а также сформировать практические навыки работы с различными текстами. Учебный процесс строится на изучении основных работ в рамках актуальных подходов к дискурс-анализу, рассмотрении примеров исследований, выполненных в рамках каждого из подходов, подготовке исследования с применением методов дискурс-анализа, а также его презентации. Пререквизиты курса: уровень владения английским языком не ниже B2 (средний продвинутый уровень владения иностранным языком по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками); знание методов и общих принципов исследования гуманитарного профиля (способность к подготовке и проведению научного исследования).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современными подходами к анализу дискурса и методами исследования
  • Формирование навыков работы с различными текстами при проведении исследований междисциплинарного характера с применением дискурсивного анализа
  • Применение критического дискурс-анализа для исследований междисциплинарного характера
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделять основные подходы к анализу дискурса
  • Описывать процедуру проведения дискурс-анализа в рамках рассмотренных подходов
  • Использовать методы дискурс-анализа в рамках различных подходов
  • Аргументировать выбор методов дискурс-анализа для проведения исследования
  • Давать критическую оценку результатам дискурс-анализа в рамках различных подходов
  • Представлять результаты проведения дискурс-анализа как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в исследования дискурса:
  • Лингвистика текста и дискурс-анализ
  • Дискурс и социум
  • Критический дискурс-анализ
  • Новые направления в исследованиях дискурса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с докладами, участие в дискуссиях, ответы на вопросы на занятиях, выполнение тестовых работ, а также прохождение онлайн-курса.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменный индивидуальный проект
  • неблокирующий Презентация индивидуального проекта
    Презентация индивидуального проекта предполагает подготовку устного представления проекта исследования.
  • неблокирующий Письменный индивидуальный проект
    Письменный проект выполняется индивидуально. Основные содержательные компоненты письменного проекта: введение (описываются общие сведения об исследовании: актуальность, цель, исследовательские вопросы, методы исследования); обзор литературы (приводится обзор теоретического материала исследования); методы (детально описывается процедура исследования и использованные методы); результаты исследования; выводы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.4 * Аудиторная работа + 0.6 * Письменный индивидуальный проект
  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Письменный индивидуальный проект + 0.4 * Презентация индивидуального проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110
  • Teun A. Van Dijk. (2001). Principles of Critical Discourse Analysis.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hyland, K., & Paltridge, B. (2011). Continuum Companion to Discourse Analysis. Continuum.
  • Wodak, R., & Krzyżanowski, M. (2008). Qualitative Discourse Analysis in the Social Sciences. Houndmills, Basingstoke, Hampshire [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523136

Авторы

  • Нагорная Александра Викторовна
  • Бакулев Алексей Валентинович
  • Мартюшова Наталья Олеговна