Бакалавриат
2024/2025
Медиа и социальные институты
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Миловидов Станислав Вячеславович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина направлена на формирование у студентов концептуальных подходов к сравнению медиасистем и пониманию связей между политическими, экономическими, культурными институтами в обществе и медиа. В ходе освоения дисциплины студенты ознакомятся с теориями, на основании которых можно классифицировать медиасистемы, и научатся применять их на практике.
Цель освоения дисциплины
- Формирование понимания связей между развитием медиа и социальными институтами общества
- Предоставление студентам базовой методологической и академической основ для сравнения различных медиасистем в мире
- Формирование ориентации в классификации крупнейших медиасистем, их специфике
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует знание базовой научной литературы по теме
- Использует теории о культурных различиях медиа для сравнения медиасистем
- Отличает специфику медиасистемы США от других медиасистем
- Понимает значимость культуры в ее влиянии на медиарынки
- Понимает разные представления о культуре и различает их
- Применяет теоретическую рамку для сравнения медиасистем и связанных с ними политических режимов
- Применяет теории для оценки экономических осо-бенностей медиасистем
- Различает нормативные и критические теории
- Различает разные научные школы в области исследований политических отношений и медиа
- Различает специфику медиасистем европейских стран
- Различает специфику медиасистем постсоветских стран
- Рефлексирует основные подходы к кросс-культурному сравнению медиасистем
- Рефлексирует основные подходы к сравнению медиасистем по политическим основаниям
- Рефлексирует основные подходы к сравнению медиасистем по экономическим основаниям
- Рефлексирует теоретические подходы к анализу медиасистем в странах за пределами «западного мира»
- Способен применять теоретическую базу для анализа различий медиасистем европейских стран
- Способен применять теоретическую базу для анализа различий медиасистем европейских стран и США
Содержание учебной дисциплины
- Методологическая база сравнения медиарынков. Экономический фокус.
- Методологическая база сравнения медиарынков. Политический фокус.
- Методологическая база сравнения медиарынков. Культурологический фокус.
- Европейская медиасистема и ее специфика
- Американская медиасистема и ее специфика
- Особенности российской медиасистемы и стран СНГ
Элементы контроля
- Посещаемость занятийЭта форма контроля предполагает присутствие и участие в аудиторной работе, не требующей предварительной подготовки.
- Активность на семинарахЭта форма контроля предполагает участие в подготовке презентаций по тематике курса.
- Индивидуальное задание
- Итоговый командный проектСтуденческая группа делится на 7-8 микрогрупп (не более 4 человек в команде). Каждая команда определяет для себя гипотетическую тему исследования в рамках которой разрабатывает собственную систему сравнения медиасистем.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Индивидуальное задание + 0.4 * Итоговый командный проект + 0.2 * Посещаемость занятий
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
- Hallin, Daniel C., and Paolo Mancini. Comparing Media Systems : Three Models of Media and Politics, Cambridge University Press, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=266614.
- McChesney, Robert W.. Rich Media, Poor Democracy : Communication Politics in Dubious Times, The New Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1974566.
- История печати. Т.1: ., , 2002
- История печати. Т.2: ., , 2001
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Полиархия: участие и оппозиция, Даль, Р. А., 2010
- Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики, Вартанова, Е. Л., 2013
- Средства массовой информации постсоветской России : учеб. пособие для вузов, Засурский, Я. Н., 2002
- Столкновение цивилизаций, Хантингтон, С., 2005
- Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов, Блинова, М. В., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Насилие и социальные порядки : концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества, Норт, Д., 2011