• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Медиа и социальные институты

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина направлена на формирование у студентов концептуальных подходов к сравнению медиасистем и пониманию связей между политическими, экономическими, культурными институтами в обществе и медиа. В ходе освоения дисциплины студенты ознакомятся с теориями, на основании которых можно классифицировать медиасистемы, и научатся применять их на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование понимания связей между развитием медиа и социальными институтами общества
  • Предоставление студентам базовой методологической и академической основ для сравнения различных медиасистем в мире
  • Формирование ориентации в классификации крупнейших медиасистем, их специфике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знание базовой научной литературы по теме
  • Использует теории о культурных различиях медиа для сравнения медиасистем
  • Отличает специфику медиасистемы США от других медиасистем
  • Понимает значимость культуры в ее влиянии на медиарынки
  • Понимает разные представления о культуре и различает их
  • Применяет теоретическую рамку для сравнения медиасистем и связанных с ними политических режимов
  • Применяет теории для оценки экономических осо-бенностей медиасистем
  • Различает нормативные и критические теории
  • Различает разные научные школы в области исследований политических отношений и медиа
  • Различает специфику медиасистем европейских стран
  • Различает специфику медиасистем постсоветских стран
  • Рефлексирует основные подходы к кросс-культурному сравнению медиасистем
  • Рефлексирует основные подходы к сравнению медиасистем по политическим основаниям
  • Рефлексирует основные подходы к сравнению медиасистем по экономическим основаниям
  • Рефлексирует теоретические подходы к анализу медиасистем в странах за пределами «западного мира»
  • Способен применять теоретическую базу для анализа различий медиасистем европейских стран
  • Способен применять теоретическую базу для анализа различий медиасистем европейских стран и США
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологическая база сравнения медиарынков. Экономический фокус.
  • Методологическая база сравнения медиарынков. Политический фокус.
  • Методологическая база сравнения медиарынков. Культурологический фокус.
  • Европейская медиасистема и ее специфика
  • Американская медиасистема и ее специфика
  • Особенности российской медиасистемы и стран СНГ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость занятий
    Эта форма контроля предполагает присутствие и участие в аудиторной работе, не требующей предварительной подготовки.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Эта форма контроля предполагает участие в подготовке презентаций по тематике курса.
  • неблокирующий Индивидуальное задание
  • неблокирующий Итоговый командный проект
    Студенческая группа делится на 7-8 микрогрупп (не более 4 человек в команде). Каждая команда определяет для себя гипотетическую тему исследования в рамках которой разрабатывает собственную систему сравнения медиасистем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Индивидуальное задание + 0.4 * Итоговый командный проект + 0.2 * Посещаемость занятий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
  • Hallin, Daniel C., and Paolo Mancini. Comparing Media Systems : Three Models of Media and Politics, Cambridge University Press, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=266614.
  • McChesney, Robert W.. Rich Media, Poor Democracy : Communication Politics in Dubious Times, The New Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1974566.
  • История печати. Т.1: ., , 2002
  • История печати. Т.2: ., , 2001
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Полиархия: участие и оппозиция, Даль, Р. А., 2010
  • Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики, Вартанова, Е. Л., 2013
  • Средства массовой информации постсоветской России : учеб. пособие для вузов, Засурский, Я. Н., 2002
  • Столкновение цивилизаций, Хантингтон, С., 2005
  • Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов, Блинова, М. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Насилие и социальные порядки : концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества, Норт, Д., 2011

Авторы

  • Кирия Илья Вадимович
  • Абрамов Роман Сергеевич
  • Переяслов Алексей Денисович
  • Миловидов Станислав Вячеславович