Бакалавриат
2024/2025
История изучаемого региона (Китай)
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен истории Китая с древности и до начала XXI в. Программа, помимо перечня тем лекций, содержит список вопросов к экзамену, а также список контрольных вопросов, которые могут служить индикатором подготовленности студента к прохождению текущей, промежуточной и итоговой проверки. Часть этих вопросов представляют из себя устойчивые выражения на китайском языке, названия организаций или исторических событий. Студент должен быть в состоянии не только перевести то или иное название или изречение на русский язык, но и объяснить контекст. Другая часть вопросов сформулирована на русском языке и предполагается, что студент сможет продемонстрировать знание конкретных исторических обстоятельств. Наконец, еще одна группа вопросов предполагает выявить способность студента к анализу и сопоставлению различных интерпретаций исторических событий, умение ориентироваться в идейно-политической борьбе, которая связана с объяснением и интерпретацией событий истории. В этом разделе студент должен быть в состоянии предложить как минимум две версии ответа на сформулированный вопрос и сопоставить аргументы в пользу каждой из них.
Цель освоения дисциплины
- - предоставить учащимся систематические сведения об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов;
- - ознакомить учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая.
- -сформировать универсальные и профессиональные компетенции, позволяющие выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области научно-исследовательской деятельности – аргументированно доказывать научные версии истории средневекового Китая, сравнивать источники по истории и культуре Китая, трактовки исторической наукой ключевых проблем истории средневекового Китая, проверять такого рода трактовки, описывать и интерпретировать факты из области средневековой истории Китая, оценивать предлагаемые специалистами решения проблем средневековой истории Китая, использовать эти решения в процессе участия в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, предполагающих анализ исторического материала;
- - научить представлять основные хронологические деления истории Китая на соответствующие разделы и критерии для их выделения.
- -сформировать универсальные и профессиональные компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области экспертно-аналитической деятельности – использовать предлагаемые спе-циалистами в области истории Китая решения и результаты собственного анализа для осущест-вления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, имеющих от-ношение к истории Китая
- -Научить студента понимать специфику периода первой половины ХХ века и особенно периода Китайской Республики (1912-1949) в новейшей истории Китая, важность этого периода для последующих тенденций развития страны, для современного этапа развития Китая, а также важность для российско-китайских отношений.
Планируемые результаты обучения
- Называет основные периоды в истории Китая, выделяет специфику каждого из них
- Различает особенности становления маньчжурского государства, выявляет содержание основных событий, связанных с маньчжурским завоеванием Китая, причин поражения империи Мин.
- Различает характер и содержание культурных контактов Китая и Запада в эпоху Мин, выявляет цели и задачи, которые ставили контактирующие стороны, современных трактовок значения и последствий этих контактов для Китая и Запада.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Китайская цивилизация: пространство и время
- Тема 2. Догосударственный период истории Китая
- Тема 3. Эпохи Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.) и Западное Чжоу (1046 – 771 гг. до н.э.)
- Тема 4. Восточное Чжоу (770-256): подъем царств и борьба между ними
- Тема 5. Основные философские школы (даосизм, конфуцианство, легизм) и предлагаемые ими пути управления государством и обществом
- Тема 6. Объединение Китая и создание первой централизованной империи Цинь (221 – 206 гг. до н.э.)
- Тема 7. Империя Западная Хань (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.)
- Тема 8. Государство Синь (9-23 гг.) и империя Восточная Хань (25 – 220 гг.)
- Тема 9. Китай в средние века: периодизация и основная проблематика
- Тема 10. На рубеже древности и раннего средневековья: начало периода Шести династий (220-589)
- Тема 11. Период Троецарствия (220-280) и история государства Западная Цзинь (265-316 гг.)
- Тема 12. «Китайский» Юг и «варварский» Север
- Тема 13. Социальные, экономические и культурные процессы в Китае в период Шести династий
- Тема 14. Объединение Китая государством Суй (581-618 гг.)
- Тема 15. Государство Тан в период расцвета (618-755 гг.)
- Тема 16. Государство Тан в период упадка (755-907 гг.)
- Тема 17. Социально-экономические, внешнеполитические и культурные процессы в танском Китае
- Тема 18. Период Пяти династий и десяти государств (907-960) и создание государства Сун (960-1279 гг.)
- Тема 19. Государство Северная Сун (960-1127 гг.)
- Тема 20. Государства Ляо, Си Ся, Цзинь
- Тема 21. Государство Южная Сун (1127-1279 гг.) и создание монгольской империи
- Тема 22. Социально-экономические и культурные процессы в сунском Китае
- Тема 23. Государство Юань (1271-1368 гг.)
- Тема 24. Социально-экономические и культурные процессы в империи Юань
- Тема 25. Государство Мин в XIV-XVI веках: политическая история
- Тема 26. Социально-экономические, внешнеполитические и культурные процессы в минском Китае
- Тема 27. Первые католические миссии в Китае и знакомство китайской и западной культур
- Тема 28. Империя Мин и маньчжурское государство
- Тема 29. Эпоха Цин. Становление империи Цин.
- Тема 30. Империя Цин в XVIII веке. Кризис империи Цин.
- Тема 31. Сунь Ятсен, революция и рождение Республики.
- Тема 31/1. Юань Шикай и его эпоха.
- Тема 31/2. Милитаристы и эпоха милитаризма.
- Тема 32. Движение 4 мая 1919 г.
- Тема 32/1. Основание КПК. Роль Коминтерна.
- Тема 32/2. Начало эпохи единого фронта.
- Тема 33. Северный поход и разрыв единого фронта
- Тема 33/1. Китай под властью националистов 1927-1937 гг.
- Тема 33/2. КПК и советское движение в Китае. Цзинганшань
- Тема 34. Мукденский инцидент и Маньчжоу-го
- Тема 34/1. Великий поход Красной армии
- Тема 34/2. Антияпонская война.
- Тема 35. Антияпонская война. Продолжение.
- Тема 35/1. Гражданская война и победа КПК
- Тема 36. Победа КПК в Гражданской войне и образование КНР. КНР в годы первой пятилетки.
- Тема 37. Большой скачок и урегулирование экономики.
- Тема 38. «Культурная революция» и борьба за власть на ее заключительном этапе.
- Тема 39. Начало реформ и борьба за выбор пути развития. События на площади Тяньаньмэнь.
- Тема 40. Внутренняя и внешняя политика КНР в 90-е годы ХХ века.
- Тема 41. КНР в период правления Ху Цзиньтао.
- Тема 42. Приход к власти Си Цзиньпина и особенности развития Китая в настоящее время.
Элементы контроля
- Семинарская активность 2024/2025 2-3 модульТекущая работа на семинарах включает несколько типов работ: участие в обсуждениях прочитанного по теме семинара текста, индивидуальный доклад и групповой доклад. Все типы работы оцениваются одинаково. За каждые 10% прогулов снимается по 0,4 балла от оценки за элемент контроля.
- Устный экзамен
- Контрольная работаКонтрольная работа представляет собой развернутое эссе/ ответ на вопрос
- Письменный экзаменПисьменный экзамен - письменный ответ на 2 вопроса из списка вопросов по пройденному материалу
- ЭссеРеферат представляет собой письменный текст, цель которого в сжатом объеме представить существующие теории и точки зрения на события исследуемой эпохи
- Контрольный тест 2Тест состоит из закрытых вопросов с выбором вариантов ответа, ответом на которые может служить как один вариант, так и несколько вариантов (2-5), а также из открытых вопросов, на которые студенту предлагается дать ответ самостоятельно. Всего в тесте 50 вопросов, всего студент может набрать 100 баллов. На тест отводится 80 минут.
- Контрольный тест 1Тест состоит из закрытых вопросов с выбором вариантов ответа, ответом на которые может служить как один вариант, так и несколько вариантов (2-5), а также из открытых вопросов, на которые студенту предлагается дать ответ самостоятельно. Всего в тесте 50 вопросов, всего студент может набрать 100 баллов. На тест отводится 80 минут.
- Контрольный тест 3Тест состоит из закрытых вопросов с выбором вариантов ответа, ответом на которые может служить как один вариант, так и несколько вариантов (2-5), а также из открытых вопросов, на которые студенту предлагается дать ответ самостоятельно. Всего в тесте 50 вопросов, всего студент может набрать 100 баллов. На тест отводится 80 минут.
- Семинарская активность 2024/2025 4 модульТекущая работа на семинарах включает несколько типов работ: участие в обсуждениях прочитанного по теме семинара текста, индивидуальный доклад и групповой доклад. Все типы работы оцениваются одинаково. За каждые 10% прогулов снимается по 0,4 балла от оценки за элемент контроля.
- Семинарская активность 2025/2026 2 модульТекущая работа на семинарах включает несколько типов работ: участие в обсуждениях прочитанного по теме семинара текста, индивидуальный доклад и групповой доклад. Все типы работы оцениваются одинаково. За каждые 10% прогулов снимается по 0,4 балла от оценки за элемент контроля.
- Семинарская активность 2026/2027Текущая работа на семинарах включает несколько типов работ: участие в обсуждениях прочитанного по теме семинара текста, индивидуальный доклад и групповой доклад. Все типы работы оцениваются одинаково. За каждые 10% прогулов снимается по 0,4 балла от оценки за элемент контроля.
- Семинарская активность 2025/2026 3 модульТекущая работа на семинарах включает несколько типов работ: участие в обсуждениях прочитанного по теме семинара текста, индивидуальный доклад и групповой доклад. Все типы работы оцениваются одинаково. За каждые 10% прогулов снимается по 0,4 балла от оценки за элемент контроля.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Контрольный тест 1 + 0.3 * Контрольный тест 2 + 0.4 * Семинарская активность 2024/2025 2-3 модуль
- 2024/2025 4th moduleСеминарская активность 2024/2025 4 модуль * 0,25 + Контрольный тест 3 * 0,15 + Устный экзамен * 0,30 + Промежуточная аттестация 2023/2024 учебный год 3 модуль * 0,30
- 2025/2026 3rd module0.1 * Контрольная работа + 0.3 * Семинарская активность 2025/2026 2 модуль + 0.3 * Семинарская активность 2025/2026 3 модуль + 0.3 * Эссе
- 2025/2026 4th moduleСеминарская активность 2025/2026 4 модуль *0,400 + Контрольная работа (2023/2024 учебный год 4 модуль) *0,100 + устный экзамен *0,350 + Промежуточная аттестация за 3 модуль 2023/2024 уч.г. * 0,150
- 2026/2027 2nd module14% Письменный экзамен + 20% Семинарская активность 2026/2027 + 33% оценка за Историю Китая на 2 курсе 4 модуль + 33% оценка за Историю Китая на 3 курсе 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Рябченко, Н. (2013). История Китая в xx веке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFE7085B
Рекомендуемая дополнительная литература
- Васильев Л.С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. I 6-е изд. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 722с. - ISBN: 978-5-9916-2713-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-i-387497
- История Китая : Учебник, , 2007