Бакалавриат
2024/2025
История философии Средних веков и Нового времени
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
9
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История философии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Западная философия до середины XX века» и «Социальная философия», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с ключевыми концепциями и понятиями гносеологии, метафизики, натурфилософии, политической и моральной философии Раннего Нового времени, развитие навыков историко-философского анализа, осовение терминологии и стратегий аргументации, характерных для философских текстов РАннего Нового времени и эпохи Просвещения, ознакомление с основополагающими текстами классической европейской философии XVI-XVIII вв.
- Ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, раннего Нового времени и Просвещения
Планируемые результаты обучения
- Знает хронологию научной революции XVI-XVIII вв. и умеет объяснить, в чем она заключалась. Знает отличия геоцентрической модели Вселенной от гелиоцентрической.
- Знает основные положения классифиувциии наук по Фр.Бэкону, умеет объяснить особенности индуктивного метода познания.
- Знает основные положения рационалистического учения о научном методе познания и метафизики Декарта. Может объяснить значение понятий "cogito", "врожденные идеи", "субстанция", "атрибут", "модус", "res cogitans" и "res estensa".
- Значет основне полодения учения Паскаля о совершенном методе познания и принципе вероятности, может объяснить значение понятий "истины сердца" и "истины разума", "пари Паскаля", "мыслящий тростник". Знаком с критикой Паскаля метафизики Декарта.
- Знает основные положения гносеологии Н.Мальбранша, может объяснить основные положения учения Мальбранша и видении всех вещей в Боге, может объяснить значение понятия "окказиональные причины".
- Знает значение понятия "схоластика", объясняет особенности интеллектуальной схоластической культуры; знает основных представителей схоластической мысли; понимает суть полемики об универсалиях, различает особенности реалистического и номиналистического дискурса. Имеет представление о проблеме веры и разума в средневековой культуре. Понимает алгоритм ансельмова онтологического доказательства и критику его оппонентов (Гайнилон, Фома Аквинский, И.Кант).
- Различает границы веры и рационального познания. Владеет категориальным аппаратом.
- Интерпретирует оригинальные арабские философские тексты. Объясняет влияние античного перипатетизма на арабскую философию. Анализирует особенности рецепции античной философии в арабо-мусульманских интеллектуальных кружках.
- Анализирует оригинальные философские тексты. Формулирует основные доводы изучаемого автора. Иллюстрирует примерами из текста.
- Формулирует основные идеи и вклад в историю философии Аль-Кинди и аль-Фараби.
- Выделяет и объясняет основные принципы метафизики и эпистемологии Авиценны и Аверроэса.
- Называет основные фигуры и события в истории “арабо-латинского средневековья”. Описывает вклад иудейской интеллектуальной культуры и называет ее основных представителей.
- Выделяет основные жанры университетского диспута в Средние века.
- Показывать особенности интерпретации Альбертом Великим основных пробоем аристотелевской философии.
- Объяснять основные идеи и вклад в историю философии Фомы Аквинского. Иллюстрирует роль комментариев Аквината в интерпретации Аристотеля.
- Анализирует основные проблемы схоластической метафизики.
- Объяснять теорию бытия у Аквината. Формулировать доказательства бытия Бога у Аквината. Формулировать и интерпретировать основные пункты полемики аверроистов и Аквината.
- Называет основные позиции и фигуры в позднесредневековом споре об универсалиях.
- Объясняет принципы критики схоластических категорий как пустых понятий
- Определяет статуса бытия универсалий и индивидов у номиналистов.
- Объяснять принципы номинализма и особенности ментального языка Оккама. Интерпретировать мистические образы Майстера Экхарта.
- Объяснять специфику политических учений Аквината, Оккама, Марселя Падуанского. Формулировать и объяснять основные понятия политического дискурса - "закон", "государство", "власть", "суверенитет" и др.
- Знает основные положения учения Паскаля о т.н. "совершенном" методе познания и принципе вероятности, может объяснить значение понятий "истины сердца" и "истины разума", "пари Паскаля", "мыслящий тростник". Знаком с критикой Паскаля метафизики Декарта.
- нает хронологию научной революции XVI-XVII вв. и умеет объяснить, в чем она заключалась. Знает отличия геоцентрической модели Вселенной от гелиоцентрической.
- Знает основные положения классификации наук Фр.Бэкона, умеет объяснить особенности индуктивного метода познания.
- Знает основные положения рационалистического учения о научном методе познания и метафизики Декарта. Может объяснить значение понятий "cogito", "врожденные идеи", "субстанция", "атрибут", "модус", "res cogitans" и "res eхtensa".
- Знает основные положения гносеологии Н.Мальбранша в ее связи с проблемой психофизического дуализма, может объяснить основные положения учения Мальбранша о видении всех вещей в Боге, может объяснить значение понятия "окказиональная причина".
Содержание учебной дисциплины
- Введение: особенности философии эпохи Возрождения
- Философия Николая Кузанского
- Антропология эпохи Возрождения. Учение о достоинстве человека Дж. Пико делла Мирандола
- Политическая мысль эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли
- Политическая мысль эпохи Возрождения. Томас Мор
- Философское значение Реформации и Контрреформы
- Философия Джордано Бруно
- Скептицизм 16 века
- Тема 1. Формирование философской нововременной парадигмы и научная революция ХVI – ХVII вв. Количество часов: 4
- Тема 2. Философия Фр. Бэкона и англосаксонская философская традиция. Количество часов: 2
- Тема 3. Р. Декарт и метафизические постулаты нововременной философии. Количество часов: 4
- Тема 4. Б. Паскаль и амбивалентность нововременной философской парадигмы. Количество часов: 2
- Тема 5. Картезианство: основные направления и представители. Гносеология и учение о методе Н.Мальбранша. Количество часов: 2
- Тема 6. Философская система Т. Гоббса. Количество часов: 2
- Тема 7. Монистическая метафизика Б. Спинозы. Количество часов: 4
- Тема 8. Основные натурфилософские концепции ХVII века: Декарт и Ньютон. Кол-во часов 2
- Тема 10. Плюралистическая модель метафизики Г.В.Лейбница Кол-во часов 4
- Тема 11. Философия Дж. Беркли. Кол-во часов 2
- Тема 12. Моральная философия английского Просвещения. Кол-во часов 2
- Тема 13. Скептическая философия Д. Юма. Кол-во часов 2
- Тема 14. Общая характеристика философии французского Просвещения. Кол-во часов 4
- Тема 15. Философия природы французского Просвещения. Кол-во часов 2
- Тема 16. Философия истории эпохи Просвещения. Кол-во часов 2.
- Тема 17. Сентиментализм и социальная философия Ж.-Ж. Руссо. Количество часов 2
- Тема 1. Схоластика XII века. Постановка вопроса об универсалиях.
- Тема 2. Вопрос о соотношении веры и разума в ранней схоластике.Виде обсуждений и дискуссий
- Тема 3. «Аристотелевский ренессанс» на мусульманском Востоке.Знакомство с арабскими философскими текстами (аль-Кинди, аль-Фараби)
- Тема 4. Арабские философы как систематизаторы и критики античной философии.
- Тема 5. Трансляция античной философии на христианском западе. «Аристотелевский ренессанс». Зрелая схоластика.основные фигуры и события в истории “арабо-латинского средневековья”
- Тема 6. Зрелая схоластика 2. Философия Фомы Аквинского. Парижский аверроизм.Знакомство с философией Фомы Аквинского
- Тема 7. Номинализм и волюнтативный поворот в средневековой философии.
- Тема 8. Поздняя схоластика. XIV–XV вв.
- Тема 9. Политическая философия средних веков (Фома Аквинский, Оккам, Марсилий Падуанский).
Элементы контроля
- 3 и 4 модули. Семинарыобсуждение предложенных преподвателем источников
- 3 и 4 модули. ТестыТесты на знание первоисточников, которые высылаются преподавателем заранее для самостоятельной подготовки к семинарам
- Письменная работаПисьменная работа на одну из предложенных преподавателем тем. Список тем объявляется в начале 4 модуля.
- ЭкзаменУстный опрос по билетам
- 1 модуль. СеминарыК семинару студент должен знать философский текст, предназначенный для обсуждения, обстоятельства его появления, историко-философский контекст. При обсуждении текста студент должен продемонстрировать свои аналитические способности, знание философской лексики и историко-философского контекста
- Тест за 1 модуль
- Конспекты за 1 модульВ оговоренные сроки студент должен предоставитьконспект двух сочинений средневековых авторов предложенных преподавателем
- Работа на семинарах. 2 модульОценивается знакомство с основными и дополнительными текстами программы, способность устно формулировать ключевые идеи текстов, отвечать на вопросы по тексту.
- Работа в системе Perusall. 2 модульПисьменные комментарии к текстам в системе Perusall
- Письменная работаПисьменная работа на 15-20 000 знаков на одну из тем, предложенных преподавателем.
- Устное собеседованиеУстное собеседование по темам курса и письменной работе
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.6 * 1 модуль. Семинары + 0.2 * Конспекты за 1 модуль + 0.2 * Тест за 1 модуль
- 2024/2025 2nd module0.26 * Письменная работа + 0.27 * Работа в системе Perusall. 2 модуль + 0.27 * Работа на семинарах. 2 модуль + 0.2 * Устное собеседование
- 2024/2025 4th module0.125 * 3 и 4 модули. Семинары + 0.125 * 3 и 4 модули. Семинары + 0.05 * 3 и 4 модули. Тесты + 0.05 * 3 и 4 модули. Тесты + 0.15 * Письменная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- The Cambridge companion to Arabic philosophy, , 2005
- Антология средневековой мысли. Т.1: ., , 2001
- Антология средневековой мысли. Т.2: ., , 2002
- Басня о пчелах, Мандевиль, Б., 1974
- Математические начала натуральной философии, Ньютон, И., 2014
- Мысли : пер. с фр., Паскаль Б., 2000
- Об общественном договоре : трактаты, Руссо, Ж.-Ж., 1998
- Сочинения, Беркли, Д., 1978
- Сочинения, общ. ред., предисл. и прим. В. М. Богуславского ; пер с фр. Э. А. Гроссман и В. Левицкого, 2-е изд., 509 с., Ламетри, Ж. О., 1983
- Сочинения. Т. 1: ., Гоббс, Т., 1989
- Сочинения. Т. 1: ., Спиноза, Б., 2006
- Сочинения. Т. 1: Беседы и математические доказательства касающиеся двух новых отраслей науки относящихся к механик..., Галилей, Г., 1934
- Сочинения. Т. 2: ., Гоббс, Т., 1991
- Сочинения. Т. 2: ., Спиноза, Б., 2006
- Сочинения. Т.1: ., Декарт, Р., 1989
- Сочинения. Т.1: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1980
- Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
- Сочинения. Т.2: ., Бэкон, Ф., 1978
- Сочинения. Т.2: ., Декарт, Р., 1994
- Сочинения. Т.2: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1982
- Сочинения. Т.2: ., Лейбниц, Г. В., 1983
- Сочинения. Т.3: ., Кондильяк, Э. Б. де, 1983
- Сочинения. Т.3: ., Лейбниц, Г. В., 1984
- Сочинения. Т.4: ., Лейбниц, Г. В., 1989
- Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.1: ., , 2009
- Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.2: ., , 2010
- Средневековая арабо - мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева. Т.3: ., , 2010
- Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2006
- Сумма теологии. 2: Часть первая. Вопросы 65 - 119, Фома Аквинский, ., 2007
- Сумма теологии. Ч.1: Вопросы 75-119, Фома Аквинский, ., 2005
- Человек, Декарт, Р., 2012
- Эстетические опыты, Шефтсбери, А. Э. К., 1975
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aquinas, Bonaventure, and the scholastic culture of medieval Paris : preaching, prologues, and biblical commentary, Smith, R. B., 2021
- The Cambridge history of later medieval philosophy : from the rediscovery of Aristotle to the disintegration of scholasticism, 1100-1600, , 2003
- The Cambridge history of medieval philosophy. Vol.1: ., , 2010
- The Cambridge history of medieval philosophy. Vol.2: ., , 2010
- The philosophy of St. Thomas Aquinas : authorised translation from the third revised and enlarged edition of "Le thomisme" by Etienne Gilson, , 1971
- Арабская философия : прошлое и настоящее, Фролова, Е. А., 2010
- Знание и мудрость : Знание и мудрость; Религия и культура; О христианской философии; Фома Аквинский, Апостол современности, Маритен, Ж., 1999
- История философии : учебник для вузов, Васильев, В. В., 2005
- Лекции по средневековой философии. Вып.1: Средневековая христианская философия Запада, Суини, М., 2001
- Мистическое богословие Майстера Экхарта : традиция платоновского "Парменида" в эпоху позднего Средневековья, Реутин, М. Ю., 2011
- Общая история философия. Истоки : восточная, исламская, еврейская философия, , 2019
- Средневековая философия : учеб. пособие, Соколов, В. В., 2001
- Средневековые реформаторы. [Т. 1]: Пьер Абеляр. Арнольд Брешианский, Гаусрат, А., 2017